Владислава Беловолова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны
▼ Скачать + Заказать документы
Чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить начальные представления о возникновении Российского государства, его первых князьях; о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогащает их любовь к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших великих предков, любить и уважать семью, товарищей, окружающих [3].
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны» размещена в разделах
Дошкольный возраст –это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания патриотических чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим [2].
Решение задачи приобщения дошкольников к истокам исторического наследия, формирования патриотических чувств и обогащения социального опыта, вовлечения дошкольников в работу по возрождению духовно-нравственных ценностей семьи и общества полностью соответствует потребностям ребенка дошкольного возраста, родителей и семьи, дошкольного образовательного учреждения и общества в целом [1].
Мы реализуем работу в ДОУ по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны.
Ставим следующие задачи:
1. Познакомить детей с символикой нашей страны.
2. Развивать интерес у детей к художественным произведениям, традициям и промыслам Белгородчины.
3. Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к совершенному подвигу русским народом во время Великой Отечественной войны.
Предлагаем реализовывать с детьми, педагогами и родителями следующую работу.
С детьми:
1. Поделки по промыслам Белгородчины, арт-зона «Ваш подвиг бессмертен», «Бессмертный полк».
2. Видеофильм «Курская битва».
3. Создание мини-музея «Никто не забыт – ничто не забыто!»
Педагоги:
1. Оформляют конспекты занятий и презентации по теме.
2. Оформляют выставки в группах : «Курская битва».
3. Оформляют лэпбук «Великая Отечественная война».
Для родителей и предлагаем следующее:
1. Творческая выставка «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее».
2. Видеофильм о реализуемой работы с детьми в данном направлении.
Ниже представим перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны (табл. 1).
Таблица 1
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны
1 этап – подготовительный
№
Форма работы
Цель
Сроки
1
Сбор информации : литературные произведения, видеофильмы, музыкальные произведения, иллюстрации
Наглядно дать представление о «Моем городе», «Моей стране», «Никто не забыт»
01.09.2023-30.09.2023
2
Подготовка цикла бесед
«Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России», «Область в которой мы живем», «Белгородчина – это звучит гордо!», «Герб нашей области», беседы о Великой Отечественной войне с просмотром фрагментов фильмов. «Улицы названные в честь героев Великой Отечественной войны».
01.10.2023-15.10.2023
3
Анкетирование родителей.
Патриотический челлендж флага Белгородской области.
Родительское собрание на тему: «Патриотизм сегодня».
Выявить знания родителей о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Познакомить детей с главным символом Белгородской области (Флаг)
Расширить знания родителей о патриотическом воспитании дошкольников.
16.10.2023
23.10.2023
23.10.2023
31.10.2023
4
Диагностика воспитанников
Литературный досуг «День народного единства»
Создание картотеки по нравственно– патриотическому воспитанию
разработка конспектов занятий;
пополнение методической литературы, наглядного материала;
подбор детской художественно литературы (стихи, считалки, пословицы, поговорки, загадки, иллюстраций, музыкальных произведений.
Выявить знания детей о нравственно-патриотическом воспитании, истории родного края.
Сформировать у детей знания о празднике, об исторических моментах в жизни России, демонстрировать детям значение сплоченности в жизни каждого человека и народа.
Организовать условия для расширения основ патриотического сознания детей. Обеспечить формирование полноценных знаний по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
01.11.2023
15.11.2023
03.11.2023
16.11.2023
30.11.2023
2 этап Основной
5
Беседа: «Наш флаг, герб, гимн»
Презентация на тему: «День Конституции»
Выставка рисунков на тему: «Государственные символы России»
Знакомство с главными символами России.
Формирование представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства. Закрепить знания о символике России (флаг, герб, гимн). Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к родине, чувство гордости за свою страну.
Популяризация государственных символов РФ и развитие творческих способностей дошкольников.
01.12.2023- 08.12.2023
12.12.2023
12.12.2023- 29.12.2023
6
Народные традиции Руси.
Встреча с интересными людьми Белгородчины
Приобщение детей к народным традициям Руси «Колядки».
Знакомство с творчеством художника и его работами.
09.01.2024- 13.01.2024
22.01.2024
7.
Оформление коллажа «Мой город, моя Белгородчина» (достопримечательности города)
Арт-зона «Наши защитники»
Спортивное развлечение к Дню Защитника Отечества. (сценарий спортивного досуга)
Расширять представления детей о Белгороде, как о городе в котором они живут.
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представление о Российской армии и военных профессиях.
Закреплять знания о военных профессиях, формировать ловкость, координацию движений, воспитывать патриотические чувства.
5.02.2024
12.02.2024
22.02.2024
8.
Викторина «Родной край Белгородчины»
Коллективная аппликация «Мой родной город»
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря «Русь Великая»
Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления их с культурой и историей родного края.
Формировать представление детей о родном городе.
Расширить знания дошкольников об эпохе, культуре и быте древней Руси.
4.03.2024
11.03.2024
20.03.2024
9.
Квест для детей и родителей «На передовой»
Сюжетно-ролевая игра (подвижная игра) «Помощь тыла. Дети и война»
Конкурс юных художников «Огненная дуга»
Экскурсия по местам воинской славы п. Прохоровка.
Формирование знаний воспитанников и родителей о военных действиях во времена ВОВ.
Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи друг другу.
Сформировать понимание важности данного исторического события.
Знакомство с историей одного из крупнейших и значимых военных событий в истории ВОВ –«Прохоровского танкового сражения»
1.04.2024
15.04.2024
22.04.2024
27.04.2024-28.04.2024
3 Этап- Заключительный
10.
Бессмертный полк.
Конкурс чтецов
«Широка страна моя Родная»
Литературно-музыкальный досуг.
Видеофильм «Россия священная наша Держава»
Итоговая диагностика
Сохранить память о подвигах наших прадедов во время ВОВ.
Расширение представлений о родной стране, воспитание гордости за свою страну.
Создание условий для реализации творческой активности воспитанников в направлении патриотического воспитания.
Обобщить наработанный материал.
Провести мониторинг приобретенных знаний.
.05.2024
13.05.2024-
17.05.2024
20.05.2024
27.05.2024
30.05.2024-31.05.2024
Таким образом, актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей нашей страны заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием нашей страны.
Библиографический список
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
2. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб. : ООО Издательство «Детство-ПРЕСС». 2011. 192 с.
3. Суслова М. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М. В. Суслова, Н. П. Чеботарева, Ю. А. Головина // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 600-603.