Новикова Анастасия
Формирование нравственно патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобщения детей к миру искусства. Развитие чувственного восприятия, фантазии, воображения, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на ребенка происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир ребенка.
Публикация «Формирование нравственно патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие ребёнка осуществляется эффективно в той деятельности, которая представляет для него наибольший интерес. Праздники, театральные постановки дают детям колоссальный эмоциональный заряд и в то же время развивают и воспитывают в целом.
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку. Она глубоко лежит в его природе и находит своё воплощение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, конечно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных постановках.
Все детские сады г. Чебоксары участвуют в муниципальном проекте «Театр глазами детей». В МБДОУ «Детский сад № 13» г. Чебоксары разработан проект «Театр детям», который реализуется уже третий год. Проект охватывает работу по четырем направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами;
- работа с социумом.
В процессе реализации данного проекта в соответствии с планом реализации мероприятий (Приложение 1) были поставлены задачи по активизации у детей интереса к познавательной деятельности, развитию творческого мышления, внимания, воображения, мотивации добывать новые знания, развитию мелкой моторики рук, навыков импровизации, совершенствовании исполнительских умений детей в создании выразительного образа, формировании доброжелательного отношения друг к другу.
В рамках проекта дети совершают экскурсии в библиотеку, взаимодействуют с современными чувашскими поэтами, писателями, актерами; проводятся беседы с детьми по прочитанным книгам. Дошколята посещают спектакли Чувашского государственного театра кукол, Русского драматического театра, музеи города, тематические и персональные выставки художников. Таким образом, дети приобщаются к историческим, культурным, национальным памятникам города Чебоксары. Интересной формой организации служат концерты приглашенных воспитанников детской музыкальной школы в рамках ежегодных вечеров «Музыкальная палитра»
Для успешной работы по данному проекту был создан лэпбук для детей «Театр, театр, театр», в котором использованы ширма для пальчикового театра, театра на палочках, стихи о театре, профессии театральные, правила поведения в театре, театральные загадки-ребусы, картотека музыкальных инструментов, книжки-сказки, маски для перевоплощения, куклы на прищепках, картотека театральных этюдов, дидактических игр. Для персонажей сказок готовятся и шьются костюмы.
В детском саду при реализации проекта были поставлены следующие музыкальные сказки: «Дорога к теремку», «День рождения Воробья», «Машенька и Медведи», «Царевна-Лягушка», «Яблонька», «Как цыпленок друзей нашел», «Заячья избушка», «Три поросенка», «Как цыпленок Весну искал», «Дудочка и кувшинчик», «Приключения красок», «День рождения Колобка». Воспитанники групп с удовольствием участвовали в постановках, которые послужили своеобразным показателем положительной динамики развития выразительных средств речи детей, дикции и пантомимики.
Воспитанники ДОУ принимают активное участие в городском фестивале «Театральная весна». В 2022 году была поставлена нивхская сказка «Недобрая Ладо», что тоже послужило хорошим опытом для дошколят.
Мастер - класс с педагогами по работе с детьми с лэпбуком был проведен с целью практического освоения нового вида демонстрационного материала. Были даны рекомендации использования лэпбука по театрализованной деятельности для применения его как при проведении занятий, так и в совместных играх, и упражнениях.
При проведении мероприятий по проекту были выведены следующие рекомендации для организации театральной деятельности.
Работа с детьми над театральной постановкой начинается с чтения и разбора пьесы. Музыкальный руководитель совместно с детьми разбирается в содержании, доводит до детей главную мысль. Подробный разбор всех событий, происходящих в пьесе, и поступков каждого персонажа в отдельности уясняет характер действующих лиц, их взаимоотношения. Дети приходят к выводу о том, кто из действующих лиц поступает правильно, кто воплощает добро, и кто – зло. Особым интересом у детей и родителей пользуются музыкальные сказки. Они отличаются от обычных сказок яркостью, красочностью, богатством звуковой палитры. Развёртывание сюжета сказки сопровождается музыкой, которая отличается простотой и ясностью. Музыкальные сказки развивают художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
По итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты: повысился уровень звукопроизношения, интонационная выразительность и связная речь, развились музыкальные способности, коммуникативные навыки, обогатился словарный запас, расширились представления об окружающем мире, о взаимосвязи в природе. У детей было выявлено преобладание высокого уровня развития нравственных качеств.
Необходимо сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта «Театр детям» способствует формированию нравственно-патриотических чувств, развитию творческих и умственных способностей, волевых качеств и уверенности в себе.