Получи документы

Формирование навыков словообразования в онтогенезе

Ануфриенко Анна
Формирование навыков словообразования в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы

Как утверждает Ушакова О. С., одной из актуальных проблем формирования грамматического строя речи дошкольников является усвоение морфологии, синтаксиса, а также словообразования. Навыки словообразования – это неотъемлемая часть морфологического уровня грамматического строя речи. Они обеспечивают образование слов на базе другого однокоренного слова с помощью специальных средств, присущих языку (приставки, суффиксы, окончания). Словообразование оказывает влияние на развитие связной речи, высших психических функций и общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе [5, с. 80].

Публикация «Формирование навыков словообразования в онтогенезе» размещена в разделах

Анализ лингвистической, специальной психологической, педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования навыков словообразования показал, что её исследованием занимаются Гвоздев А. Н., Шахнарович А. М., Глухов В. П., Ушакова Т. Н., Алексеева М. М., Яшина В. И., Лалаева Р. И., Серебякова Н. В и другие.

В научной литературе существуют различные толкования словообразования. Так, например, Щерба Л. В. считает, что словообразование является разделом языкознания, который изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах. Гвоздев А. Н. подчёркивает, что дети дошкольного возраста наделены высоким уровнем языковой способности и имеют наибольшую чувствительность к языковым явлениям. Ребёнок с момента рождения до 1 года не осознает слово как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, то есть несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует как правило одинаково на разные слова. От 1 г. 3 мес. до 2 г. 1 мес. Произносимые ребёнком слова, не всегда ещё отражают реальное значение предмета. Разные предметы он называет одним и тем же словом. Данному возрасту присуще словообразовательные инновации – слова, сконструированные ребё нком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом и тд. Усвоение ребёнком системы суффиксов родного языка является составляющим звеном в процессе детского словотворчества. Учёный отмечает, что до 3 лет у детей происходит овладение суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности, принадлежности. Усвоение остальных суффиксов происходит после 3 лет и затрагивает весь дошкольный возраст. От 2 г. 1 мес. до 3 лет дети овладевают некоторыми словообразовательными моделями, начинают использовать некоторые предлоги и местоимения, нередко они сами придумывают слова. В возрасте от 3-4 лет у детей происходит увеличение количества словообразовательных инноваций, нередко употребляют слова, которые отсутствуют в родном языке. От 4 до 5 лет дети овладевают различными словообразовательными моделями. У детей 5-7 лет происходит рост числа инноваций и деталей преференциального речевого стиля. Таким образом, эти данные свидетельствуют об относительно большей трудности усвоения словообразования [4, с. 105].

Шахнарович А. М. утверждает, что навыки словообразования – это овладение словообразовательным компонентом речевой деятельности, который обеспечивает процесс усвоения значения производного слова на базе осмысления структуры и осознания значения морфем. Этот процесс полностью ориентирован на коммуникацию, на передачу знаний о мире, которые субъект структурировал и выделил в процессе собственной деятельности. Согласно гипотезе Шахнаровича А. М. механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень, который характеризуется большим числом слов-неологизмов [6, с. 213].

По мнению Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., словообразование представляет собой определённый путь развития словаря, что является одним из главных средств пополнения словарного состава языка. Кроме того оно считается составной частью морфологической системы языка, поскольку словообразование осуществляется путём соединения, объединения и комбинирования морфем. Итак, словообразование является сложным многоуровневым процессов в речевом онтогенезе дошкольников [4, с. 66].

Одним из важнейших этапов в формировании словообразования является этап детского словотворчества. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. убедительно доказывают, что механизм деятельности словотворчества связывается с формированием языкового обобщения, явления, генерализации, становления системы словообразования. По их мнению, детское словотворчество – это «изобретение» ребёнком слова по его определённым и усвоенным правилам. Оно является отражением сформированности одних и несформированностью других языковых обобщений. Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребёнка закрепляются модели, в которых определены значения, связанные с определённой звуковой формой [4, с. 80].

Алексеева М. М., Яшина В. И. в своих трудах отмечают, что для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, необходимо развивать речевой слух, а значит обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, то есть обогащать смысловую сторону грамматических средств. Поэтому в процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться [1, с. 205].

Гвоздев А. Н. выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи, которые напрямую перекликаются с развитием навыков словообразования : I период (от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.) - состоит из аморфных слов-корней, например, «ба»-собака, «би-би»-машина. II период (от 1г. 10 мес. до 3 лет) – происходит усвоение грамматической структуры предложения, ребёнок замечает связь между словами в предложении и начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. III период (от 3 до 7 лет) – период дальнейшего усвоения морфологической системы. Дети систематизируют грамматические формы по типам склонений и спряжений, усваивают многие единичные формы, исключения. Это наталкивает нас на мысль, что словообразование как и любой компонент речевой деятельности формируется последовательно и имеет свою иерархию [2, с. 199].

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своих исследования раскрыли, что существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов в форме именительного падежа, далее дети начинают дифференцировано употреблять единственное и множественное число (чаще встречаются слова с окончанием –ы-, столы, шары и др.). Об усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова «дай») появляются несколько позже, чем названия предметов. Такие слова используются в форме инфинитива. Позже появляются прилагательные. Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Большинство местоимений употребляется правильно с самого начала их появления, чему способствует частое их употребление взрослыми. Наречия же появляются в числе первых слов, и их количество быстро растет. К 2 годам 8 месяцам ребёнок употребляет до 70 наречий. Числительные усваиваются очень медленно, и лишь первые из них употребляются осмысленно в дошкольном возрасте. Служебные слова (предлоги) появляются позднее всех знаменательных частей речи [3, с. 205].

Глухов В. П. приводит данные исследований Ушаковой Т. Н., которая выделяет несколько словообразовательных моделей, по которым дети от 3 до 6 лет образуют новые слова : 1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слово - «осколки слов», например, «пах-запах», «ко-молоко». 2. Присоединение к слову «чужого» аффикса или флексии, например, «умность», «пургинки-снежинки», «пахнота». 3. Образование «синтетических слов», то есть «улиционер – улица+милиционер» или «колоток – колотить+молоток». Поэтому, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым образцам, которые дают детям окружающие взрослые [2, с. 289].

Таким образом, в России особенностями формирования навыков словообразования в онтогенезе занимались такие ученые, как Гвоздев А. Н., Шахнорович А. М., Глухов В. П., Ушакова Т. Н., Алексеева М. М., Яшина В. И., Лалаева Р. И., Серебякова Н. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. ,. Филичева Т. Б. и другие.

Учёные утверждают, что овладение навыками словообразования – одна из сторон нормального речевого развития детей. Процесс словообразования осуществляется в условиях предметной деятельности и общения ребёнка со взрослыми. Первые производные слова всегда связаны с обозначением конкретной ситуации или её части. Каждый ребёнок проходит период словотворчества, который активизирует овладение словообразованием и языком в целом. Возникновение новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и напротив, внедрение определённой структуры предложения в устной речи сразу закрепляет и грамматические формы речи. Таким образом, развитие морфологической и синтаксической системы языка у ребёнка осуществляется в тесном взаимодействии.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М. : ACT : Астрель, 2005. — 351 с.

3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2014.- 288 с.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2001 – 256 с.

6. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – М. : Наука, 1991. – С. 185-220.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков словообразования в онтогенезе
Опубликовано: 12 августа 2023 в 13:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков словообразования в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Ануфриенко Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД