МААМ-картинки

Формирование навыков коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Оксана Копейкина
Формирование навыков коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой группу детей с различными сочетаниями с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, вариативность которых создает необходимость индивидуального подхода к организации их обучения и воспитания. Одним из основных направлений в обучении и воспитании детей с ТМНР – формирование социально-бытовых навыков, способствующих развитию самообслуживания и приобретению знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта.

Темочки:

Жизнь человека невозможна без социального взаимодействия, одним из элементов которой является коммуникация, особенно для ребенка с ТМНР. Взаимодействие с социумом предполагает расширение коммуникационных контактов и требует не просто взаимодействия, а понимания отношений, и эти формирование этих взаимоотношений является важным звеном формирования базовых жизненных компетенций. При этом ребенку с ТМНР очень сложно выразить свои желания и обозначить свои потребности по причине особенной его состояния здоровья. Более того, большинство детей с ТМНР не имеют мотивации к коммуникации, имеются трудности выбора и использования форм общения, дети с ТМНР не владеют устной речью, либо ее понимание недоступно.

В международных и российских законодательных документах в области обеспечения прав детей с ограниченными нарушениями здоровья, в том числе детей – инвалидов, закреплен приоритетный мировоззренческий принцип, основанный на отношении к каждому человеку, как к высшей ценности и признающей высшей целью общества всестороннее развитие детей, в том числе с ТМНР:

1. Конституция РФ,

2. Конвенция о Правах детей.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» ФЗ-№181 от 24 ноября 1995 г.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г. ФЗ-№46

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

В отечественных научных исследованиях выделена категория детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, показано что эти дети имеют специфические особенности развития и специфические потребности, нуждаются в формировании социально-коммуникативных навыков (Т. А. Басилова, М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко, О. С. Никольская, С. Ю. Танцюра, А. В. Хаустов, А. М. Царев) и выделены основные проблемы:

1. Низкая или полностью отсутствующая мотивация к коммуникации.

2. Сложность в овладении и понимании речи.

3. Выражение потребностей недоступным для понимания взрослых способом.

4. Не понимание взрослого потребностей ребенка с ТМНР.

Описывая общение и эмоциональное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Л. М. Шипицина указывает, что процесс социализации таких детей характеризуется :

- отсутствием навыков межличностного общения;

- несформированностью потребностью в общении;

- неадекватной самооценкой;

- склонностью к социальному иждивенчеству.

Дети с синдромом Дауна отличаются подражательностью. Они копируют поведение, манеры, жесты, мимику окружающих. Однако внешние проявления не сопровождаются внутренними эмоциональными переживаниями, их можно без особого труда переключить из одного эмоционального состояния в другое. Характерными особенностями умственно отсталых детей является частая смена настроения, уход от контакта, который может идти через агрессию и самоагрессию.

При этом в ряде источниках обозначен ряд противоречий между возрастающей потребностью в технологиях социально-коммуникативной реабилитации и абилитации. В нашем проекте мы придерживались мнения, что коммуникация является частью социального взаимодействия и представляет собой двустроннее общение людей, в основе которого лежит передача значимых сигналов, которые могут иметь модификацию «слово-действие». В период прохождения практики был изучен опыт формирования коммуникационного взаимодействия в учреждениях социальной сферы.

В данных учреждениях были выявлены особенности: формирование коммуникационной деятельности происходит с работой визуальных карт, которые обозначают основные моменты жизни ребенка с ТМНР.

С учетом основных целей и задач проект был основан на применении пиксельных карт, однако, спустя месяц работы мы обнаружили, что дети экспериментальной группы визуальные карточки не воспринимают, но при этом хорошо воспринимают прием «подражание», связанной с прямой речью. То есть, трое их четырех детей воспринимают простую инструкцию и выполняют действие этой инструкции. Мы решили формировать навыки коммуникации через прямую речь и взяли три основных навыка, которые у детей получались лучше всего: сервировка стола, заправить кровать, вытереть пыль. Мы начали работу с реализации индивидуальных программ реабилитации с использованием приемов «рука в руке» и с прямой речью. Нами были выделены парные основные глаголы с простым действием, доступные детям: иди-подойди, возьми-дай, положи-подними. Эти глаголы использовались в процессе индивидуальной работы во всех сферах жизни ребенка с ТМНР. После того, как дети освоили действия этих глаголов, мы стали применять прием «подражание» с прямой речью, а позже применяли наблюдение с применением прямой речи и с минимальной помощью при необходимости.

В конце реализации проекта дети с ТМНР стали самостоятельно выполнять действия по прямой простой словесной инструкции. В ходе работы были выявлены особенности коммуникации, которые, позже были собраны в информационно-коммуникационный лист для облегчения коммуникации между детьми с ТМНР и взрослыми. Также у нас появились неожиданные результаты: двое детей из четырех перенесли навык коммуникационного взаимодействия в игровую деятельность, чего ранее не наблюдалось. Двое детей начали принимать активное самостоятельное участие в помощи взрослым:

- Все участники проекта проявили заинтересованность.

- Двое детей выполняют задание по словесной инструкции; один ребенок нуждается в периодической помощи; один ребенок показал минимальные результаты (все задания выполнял только в позиции «рука в руке»).

- Двое детей перенесли коммуникацию в другие сферы своей жизни, тем самым реализуя нашу цель в формировании базовой автономности.

- Двое детей стали проявлять самостоятельность, начал самостоятельно помогать взрослым.

- Составленные в процессе реализации проекта информационно-коммуникационные листы значительно улучшили взаимодействие детей с ТМНР с взрослыми.

Анализируя свою работу в рамках проекта мы пришли к выводу, что применение речевых подходов в реабилитационной работе с детьми с ТМНР в процессе активизации их коммуникативной деятельности способствуют возникновению потребности к установлению коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми, способствует переносу полученных навыков в другие сферы жизни ребенка с ТМНР.

Реабилитационная деятельность способствовала формированию формы общения «слово-действие»; формированию и расширению навыка коммуникации как базовый, и применение в социально-бытовых условиях и навыков самообслуживания. Двое детей из четырех стали активно применять самостоятельность и помогать взрослым и детям.

Результатом работы так же является появление информационно– коммуникационного листа, который способствует созданию коммуникативных контактов между детьми с ТМНР и взрослыми (мед. персоналом, волонтерами, учителями, специалистами, что способствует в конечном итоге реабилитации и социальной адаптации детей данной категории.

В дальнейшем мы планируем расширить проект на другие сферы жизни ребенка с ТМНР.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Опубликовано: 30 октября 2024 в 10:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Копейкина (УИ 624626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД