Мария Аньчкоа
Формирование навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в ходе кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в ходе кружковой работы
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений, заложенного в народном творчестве.
Публикация «Формирование навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в ходе кружковой работы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Старшая группа
- Темочки
Возможность использования музыкального фольклора в детском саду для формирования навыков исполнения народных песен дошкольников обусловлена спецификой содержания и форм народных песен, характером знакомства с ними и музыкальным развитием детей дошкольного возраста. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Педагогами-музыкантами был накоплен большой опыт по формированию личности ребёнка в процессе обучения народному пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как Л. Л. Куприянова, С. С. Балашова, В. Г. Родионова и др. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на основе народного творчества на всестороннее развитие личности ребенка. Народная песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, непритворное движение души. Народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.
Основополагающими принципами формирования НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН являются :
-Принцип синкретизма - песенная связь и сочетание всех видов творческой деятельности на одном занятии [6. С. 5];
-Принцип устности - соединение процесса обучения с процессом творчества, где материал осваивается «на слух» (без письменной традиции). При этом у детей происходит формирование навыков мышления и памяти;
-Импровизационный принцип является вытекающим из принципа устности. Фольклорное исполнение каждый раз неповторимо и зависит от конкретной обстановки, запевалы-исполнителя, состава ансамбля.
-Региональный принцип соответствует обязательному использованию в репертуаре местного фольклорного материала [6. С. 8].
Дошкольный возраст является одним из самых благоприятных для Формирования навыков исполнения народных песен у детей дошкольного возраста. [23. С. 12].
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить навык исполнения народных песен [28. С. 52].
Кружковая работа— одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности [28. С. 85].
Навыки исполнения народной песни
1. навык эмоционально-выразительного исполнения
2. Навык звукоизвлечения
6. Навык певческой дикции
7. Навык певческого дыхания
8. Навык пения в ансамбле
3. Навык чистого интонирования
С большим удовольствием и педагоги, и дети работают над фольклорным материалом, ведь любая русская песня – это эмоционально рассказанная история [27. С. 32]. Это такие динамичные песни, как: «Посею лебеду на берегу», «Патока с имбирём», «Пчёлочка златая», «На зелёном лугу», «Как у наших у ворот». Дети хорошо понимают иронию, юмор, задор народной песни. Приведу пример хороводной русской народной песни «На горе калина»
Прежде чем приступить к работе по формированию певческих навыков, необходимо провести диагностику музыкального развития воспитанников, определить его уровень. В ходе индивидуальной работы определяется разговорный и певческий тип голоса, определяются примарные звуки и звуки ближайшего становления.
(Пример «Маков цвет»)
Прежде чем приступить к работе по формированию певческих навыков, необходимо провести мониторинг музыкального развития воспитанников, определить его уровень. В ходе индивидуальной работы определяется разговорный и певческий тип голоса, определяются примарные звуки и звуки ближайшего становления.
Кроме этого выявляются индивидуальные особенности развития речи ребёнка (произношение шипящих, буквы «Р», согласной «Л»). Встречаются гудящие дети, требующие кропотливой индивидуальной работы и дети с очень коротким дыханием [12. С. 9-22].
Голосовой аппарат ребёнка требует бережного отношения, и поэтому важно следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, сохраняя правильную осанку. Необходимо напоминать детям о том, что при пении хором их голоса должны сливаться в один, а для этого нужно петь дружно и слушать друг друга.
Приобщая детей к народному творчеству и
обычаям через музыку, музыкальные руководители развивают в детях национальное самосознание,уважение к русскому народу, любовь к Родине.
Интерес к народной музыке,
традициям и обычаям русского народа прочно формируется у воспитанников детского сада.