Глазырина Валентина
Формирование навыков безопасного поведения на дороге в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
С целью выявления уровня развития у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге проведена диагностика с использованием диагностического инструментария, разработанного на основе комплекса методик: «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т. И. Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации) А. Д. Добрушина (Приложение № 1).
В диагностике приняло участие 20 детей (100%).
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дороге в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
Проведенная диагностика показала, что: 19% детей имеют высокий уровень; 50% - средний уровень; 31% - низкий уровень.
Исследование результатов привело к мысли о необходимости использования современных педагогических технологий, способствующих формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге. Вследствие чего была определена проблема и тема опыта: «Использование проектной деятельности для формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге».
Способ проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится средством саморазвития дошкольников, ведь опыт, обретенный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает беспокойство при столкновении с неизвестными проблемами, создает привычку самостоятельно получить пути решения, принимая во внимание имеющиеся условия.
Ведущей педагогической идеей опыта стала работа по нахождению путей формирования навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах используя проектную деятельность.
Длительность работы над опытом. Работа по данной проблеме включает период с сентября 2020 года по май 2022 года и распределена на несколько этапов:
I этап – Аналитико-диагностический (май 2020г.) обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня развития у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
II этап – основной (формирующий) – сентябрь 2020 – апрель 2022 года проведены мониторинговые исследования и определение концепции направлений деятельности по теме опыта, разработан и апробирован проект «Дети и мы» по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дороге. (Приложение № 2).
III этап – заключительный (обобщающий) – май 2022 года, содержит в себе итоговый мониторинг детей по данной проблеме, обобщение опыта.
Диапазон опыта предложен системой педагогических мероприятий с использованием проектной деятельности, нацеленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна опыта заключается в том, что обоснованное применение проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Интегрирование методов и форм организации по формированию безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности решается комплексно, включая все разделы программы.
Цель данного педагогического опыта – повышение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге с использованием проектной деятельности.
Для достижения планируемых результатов требовалось решение следующих задач:
• познакомить детей с правилами дорожного движения в
режиме «Я - пешеход»;
• сформировать навыки правильного поведения на дороге;
• сформировать навыки и применять полученные знания в
реальной ситуации на дороге;
• сформировать предпосылки учебной деятельности
(понимать взрослого, принимать учебную (игровую) задачу и самостоятельно ее выполнять);
• воспитать уважительное отношение к участникам дорожного
движения.
Реализация проекта.
На первом этапе работы в рамках проектной деятельности по теме опыта стал детальный анализ образовательного процесса по обучению правилам дорожного движения и диагностика знаний детьми этих правил.
изучение нормативно - правовой базы;
анализ методической литературы по обучению дошкольников ПДД;
диагностика уровня развития дошкольников по данному направлению (Приложение 1);
подбор и разработка плана мероприятий по предупреждению ДДТТ для родителей, детей;
подбор и разработка практических занятий, мероприятий для дошкольников по профилактике ДДТТ;
подбор рекомендаций для детей и родителей.
Второй этап проектной деятельности характеризуется
совместной деятельностью педагога с ребенком. Основные формы деятельности с детьми : игровая, продуктивная, решение проблемных ситуаций, интегрированные занятия, экскурсии, целевые прогулки, взаимодействие с родителями.
В ходе проектной деятельности для формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в процессе игровой и продуктивной деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – усиливается спрос в познании нового, общих действий и переживаний, расширяется кругозор. Использует самые разнообразные игры: подвижные; ролевые; театрализованные; дидактические, настольно-печатные; с использованием макетов; компьютерные.
Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. Можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. С детьми определяем, где левая и где правая сторона (обычно по руке).
Сюжетно-ролевые, например, игра «Пассажиры». Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.
Дидактические и настольно-печатные игры требуют умения
расшифровывать, распутывать, разгадывать.
Автор опыта в процессе проектной деятельности использовал разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др., в которых ребята могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). Создаём интерактивные игры, которые развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Угадай дорожный знак», «Добрая дорога детства» и т. д.
При совместной деятельности педагога с детьми в течении проекта проводились интегрированные занятия, направленные на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развитие речевой, познавательной активности, творческих способностей, навыков общения, эмоциональной отзывчивости ребенка, двигательной активности.
В образовательной деятельности дети выполняют креативные задания, такие как: соединить линиями одинаковые виды транспорта с левой и правой стороны картинки. (Понимание детьми левой и правой стороны важно для обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах). Или карандашом начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на машине по загородной, извилистой дороге. При этом просим детей рассказывать, что они видят вокруг. Может возникнуть стихийно при решении какой – либо познавательной задачи, во время игры – занятия «мозговой штурм». Проведение «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Вопросы и задания, которые предлагаем детям помогают понять насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять.
При реализации проекта немаловажное значение педагог уделял проведению экскурсий и целевых прогулок, с использованием различных приемов, активизирующие детскую фантазию – оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Во время целевых прогулок и экскурсий наглядно показываем реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном. В процессе наблюдений за движением транспорта дети видят, что для транспорта горит зеленый сигнал светофора, но они продолжают стоять. Предлагаем подумать, что бы произошло, если в городе не было дорожных знаков или светофоров. Проблемные теоретические и практические задания, например, «Подбери дорожные знаки», «Выбери знак, обозначающий место перехода дороги», «Как правильно перейти дорогу на перекрестке».
Большое значение в реализации проекта по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге имеет взаимодействие с родителями. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Поэтому с родителями проводится просветительская работа: создана служба «Родительский патруль» в ДОУ с целью работы по трё м направлениям: соблюдение правил дорожного движения родителями и воспитанниками ДОУ по пути следования в детский сад и обратно; соблюдение правил перевозки детей в автомобиле; использование на одежде светоотражающих элементов, проведение родительских собраний, например, «О безопасности дорожного движения», где рассказываем о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников и психофизиологических особенностях поведения детей на улице; ознакомление с рекомендациями по ПДД, «Семейный клуб», задачами которого является приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и установление контакта с семьей; досуговые формы : конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей. Активно родители (законные представители) участвуют в акциях, детско – родительских конкурсах.
Системный подход в работе педагога с родителями на основе
проектной деятельности дал положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и помог сближению всех участников образовательного процесса.
Важным компонентом качественной образовательной деятельности внедрения проектной деятельности по правилам безопасного поведения на дорогах имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Оформлен макет улицы со светофором и знаками дорожного движения, на котором стоит наземный транспорт, с помощью которого ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Используя фигурки пешеходов и транспорта, дети наглядно видят, что может произойти, если нарушать ПДД; настольно-печатные игры, дидактические игры, наглядный материал: раскраски для детей по ПДД, плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; «Азбука безопасности» по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дорожные знаки, детская библиотека «Азбука дорожного движения».
Таким образом, систематическая работа, использование проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дают положительные результаты формирования навыков безопасного поведения на дороге.
На третьем этапе по итогам реализации проектов была проведена диагностика, которая показала положительный результат использования проектной деятельности в усвоении детьми знаний правил безопасного поведения на дороге.
Результативность опыта
С целью выявления уровня развития у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге использован диагностический инструментарий (Приложение № 1, разработанный на основе комплекса методик: «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т. И. Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации) А. Д. Добрушина, в котором оценивались степень самостоятельности ребенка при ответе, полнота ответа и его точность.
Наименование показателя Используемая методика
Культура поведения. Знаки: Пешеходный переход – информационно- указательный; запрещающие знаки, знаки сервиса.
«Ловушки». Виды транспорта. Домашний адрес. Сведения о родителях. Номера телефонов экстренных служб «01», «02»,
«03». Диагностический инструментарий
«Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т. И. Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации)
А. Д. Добрушина
Выявить знания детей по ПДД, уровень развития
словарного запаса речи. Норма для детей 5-6 лет – 15- 20 слов из различных групп. выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления. определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов. определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта. Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов. Педагогический мониторинг:
«Подбери слова»
«Продолжи предложение»
«Проверь себя»
«Запомни рисунок»
«Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т. И. Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации)
А. Д. Добрушина
Педагогический мониторинг проводился в форме наблюдений, беседы индивидуально с каждым ребенком.
Результаты педагогического мониторинга
В ходе диагностики с 2020 года по 2022 год выявилась позитивная динамика: высокий уровень знаний детьми правил дорожного движения повысился с 17% до 41%, низкий уровень снизился с 33 % до 13%. Результаты повторного опроса показали, что увеличилось количество воспитанников, для которых вопросы дорожной безопасности имеют высокий уровень личностной значимости. Эта категория детей проявила высокую активность при изучении темы «Дорожная безопасность», отметив, что при использовании проектной технологии были значительно интереснее, чем предыдущие.
Опыт работы по данной теме показывает эффективность использования проектной деятельности для формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.
В перспективе планируем продолжить работу в данном направлении и предполагается:
• активизировать работу по пропаганде правил дорожного
движения и безопасного образа жизни среди родителей;
• необходим дальнейший поиск и совершенствование в
организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Проект «Дорога и мы» Тип проекта : долгосрочный, познавательно-игровой.
База для реализации проекта : МБДОУ «Уярский детский сад «Планета детства» структурное подразделение детский сад «Улыбка».
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста.
• родители воспитанников,
• воспитатели групп,
• музыкальный руководитель,
Срок реализации проекта : в течение учебного года.
Предполагаемый результат: дошкольник, со сформированными навыками спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения на дороге, самостоятельный и ответственный в действиях на дороге, умеющий предвидеть опасные ситуации и избегать их.
Актуальность образовательного проекта : Почему так много детей в России становятся жертвами дорожных происшествий? Кто виноват?
Что делать?
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Формируя поведенческую культуру дошкольника как основу его безопасности на дорогах и улицах, важно рассказать ребенку об устройстве дорог и улиц.
Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появится у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому обучение правилам дорожного движения надо начинать в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет, и привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). В этом возрасте необходимо формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улицы, учить устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада, к магазину В данном проекте предложена работа, состоящая из перспективного планирования по воспитанию ответственного пешехода, и о создании развивающей среды по изучению правил дорожного движения.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Цель проекта :
• Формировать поведенческую культуру дошкольника как основу его безопасности на дорогах и улицах.
• Создание в группе условий для изучения правил дорожного движения.
Задачи проекта :
• Формировать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице.
• Познакомить детей с основными элементами улицы.
• Научить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки.
Условия реализации проекта :
• Макет со знаками дорожного движения и наземным транспортом.
• Стенд с информацией для родителей по правилам безопасности дорожного движения.
• Модель «Светофора».
• Переносная «зебра».
• Картотека подвижных игр: «Внимание – пешеход», «Цветные автомобили», «Перейти улицу», «Встречные перебежки», «К своим знакам», «Светофор и скорость», «Передай жезл», «Ловкий пешеход», «Красный, желтый, зеленый».
• Наглядный материал: настольные игры, дидактические
игры, раскраски для детей по ПДД, плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; диск с мультфильмом «Азбука безопасности» по ПДД, атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, дорожные знаки.
• Методическая литература для воспитателей.
• Детская библиотека «Азбука дорожного движения» (детская художественная литература).
• Площадка с разметкой для закрепления правил дорожного движения.
Все это позволяет формировать у дошкольников навыки
правильного поведения на улицах и дорогах.
Система работы строилась с учетом общепедагогических принципов:
Принципы:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
• Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда». Чем
меньше возраст ребенка, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его
последствий: дети должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде
• Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует
постоянно разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов.
• Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Этапы реализации проекта :
Всю работу по формированию безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста можно разделить на несколько этапов:
I этап – подготовительный.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (анкетирование родителей - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице.
2. Уточнение представлений детей о правилах поведения на дороге.
3. Изучение методической литературы по вопросам формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
4. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
5. Составление перспективного плана «Изучаем Правила Дорожного Движения».
6. Подготовка оборудования и материалов.
7. Составление конспектов НОД.
8. Разработка игр по теме.
9. Памятки и рекомендации для родителей.
II этап – организационный.
Обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.
Словесный: чтение рассказов, сказок, стихотворений; загадывание загадок; рассматривание картин и иллюстраций; составление описательных рассказов по картине; составление рассказов из личного опыта; разучивание стихотворений; разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. ; решение проблемных задач и ситуаций; слушание аудиозаписей песенок, сказок.
Наглядный: наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; просмотр мультфильмов, фильмов, слайдов.
Игровой: дидактические игры; настольно-печатные игры; подвижные игры; сюжетно – ролевые игры, инсценировка «На лесном перекрёстке».
Практический: игры на площадке с разметкой для закрепления правил дорожного движения; конкурсы «Лучший пешеход», «Лучший регулировщик»; викторина «Пешеход на улице»; развлечение «Мы грамотные пешеходы»; разгадывание кроссворда с ключевым словом «пешеход».
Проведение итогового мероприятия «Путешествие пешехода».
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться следующая работа: родительское собрание на тему: «О безопасности дорожного движения»; рекомендации для родителей: буклеты с советами для родителей проведение анкетирования родителей охранные акции совместные игры с детьми, изготовление атрибутов для совместных мероприятий
III этап – завершающий.
Систематизация практического материала: конспекты НОД: «Дорога для машин, тротуар для пешеходов», «Правила движения транспорта», «Улица (дорога)», «Какие бывают пешеходные переходы», «Регулируемый пешеходный переход. Светофор», «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток», «Регулировщик», «Безопасное поведение на улице и дороге».
макет «Проезжая часть»;
игротека «Мы изучаем ПДД» : настольно-печатные, дидактические игры.
мастерская «Светофорик» : конструирование транспорта, светофора,
зданий, дороги, дорожных знаков; атрибутов для игр по ПДД; ремонт игрового оборудования и книг по ПДД.
детская библиотека «Азбука дорожного движения» : книги, журналы
ПДД; сюжетные картинки опасных дорожных ситуаций; обучающие карточки поведения детей на дороге; информационные плакаты ПДД.
Педагогический анализ уровня навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников.
Проведение совместного с родителями познавательного мероприятия;
оформление информационного стенда «Законы улиц и дорог».
семейный конкурс рисунков «Азбука безопасного поведения на дороге»