Веревкина Кристина Гивиевна
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем всестороннего формирования личности является развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
С. Н. Николаева поясняет, что экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [19].
Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Как отмечает Л. П. Печко, в дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды [22].
Природа – необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста всегда находилась в центре научных интересов педагогов: В. К. Дьяченко, Я. А. Коменского, В. А. Сластёнина, К. Д. Ушинского, И. М. Чередова и др., психологов: В. Н. Аксюченко, А. П. Архипова, Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернер, Л. П. Аристовой, Т. И. Шамовой, В. И. Лозовой, А. А. Петрикевич, И. В. Житко и многих других.
Развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста способствует определенная организация деятельности, вовлекающая дошкольника в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
К одному из таких видов деятельности относится сюжетно-ролевая игра, включающая развитие у дошкольников различных сенсорных, психических, мыслительных процессов, которые опираются на эмоциональные и волевые стороны личности дошкольника.
А. В. Филинов утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики [28].
Д. Б. Эльконин отмечает, что сюжетно-ролевая игра является «инструментом воспитания, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности дошкольника» [32, с. 112].
Для методики исследования сформированности основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности имеет существенное значение позиция Е. Е. Кравцовой, которая рассматривает сюжетно-ролевую игру с точки зрения психологии.
Автор подчеркивает, что актуальность изучения проблемы формирования у дошкольников начал экологической культуры обусловлена тем, что современная педагогика ставит своей целью воспитание нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание экологическому воспитанию приводит к потребительскому отношению детей к природе [24, с. 112].
Методика изучения проблемы формирования у дошкольников начал экологической культуры представляет систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов: определенных экологических знаний; эмоционально-чувственного восприятия природы; нравственных качеств (забота о животных, растениях и т. д., понимание того, что в природе все взаимосвязано; личностных качеств (добрый, чуткий, заботливый, активный, ответственный).