Получи документы

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Веревкина Кристина Гивиевна
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Одной из самых актуальных проблем всестороннего формирования личности является развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

С. Н. Николаева поясняет, что экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [19].

Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Как отмечает Л. П. Печко, в дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды [22].

Природа – необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста всегда находилась в центре научных интересов педагогов: В. К. Дьяченко, Я. А. Коменского, В. А. Сластёнина, К. Д. Ушинского, И. М. Чередова и др., психологов: В. Н. Аксюченко, А. П. Архипова, Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернер, Л. П. Аристовой, Т. И. Шамовой, В. И. Лозовой, А. А. Петрикевич, И. В. Житко и многих других.

Развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста способствует определенная организация деятельности, вовлекающая дошкольника в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

К одному из таких видов деятельности относится сюжетно-ролевая игра, включающая развитие у дошкольников различных сенсорных, психических, мыслительных процессов, которые опираются на эмоциональные и волевые стороны личности дошкольника.

А. В. Филинов утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики [28].

Д. Б. Эльконин отмечает, что сюжетно-ролевая игра является «инструментом воспитания, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности дошкольника» [32, с. 112].

Для методики исследования сформированности основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности имеет существенное значение позиция Е. Е. Кравцовой, которая рассматривает сюжетно-ролевую игру с точки зрения психологии.

Автор подчеркивает, что актуальность изучения проблемы формирования у дошкольников начал экологической культуры обусловлена тем, что современная педагогика ставит своей целью воспитание нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание экологическому воспитанию приводит к потребительскому отношению детей к природе [24, с. 112].

Методика изучения проблемы формирования у дошкольников начал экологической культуры представляет систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов: определенных экологических знаний; эмоционально-чувственного восприятия природы; нравственных качеств (забота о животных, растениях и т. д., понимание того, что в природе все взаимосвязано; личностных качеств (добрый, чуткий, заботливый, активный, ответственный).

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возраста Дети - очень любопытные создания. Они нетерпеливы, постоянно жаждут узнать обо всем на свете, заглянуть в тайные уголки и поучаствовать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Веревкина Кристина Гивиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...

2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД