Масалытина Елизавета
Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
При рассмотрении вопроса об особенностях познавательного развития до-школьников, т. е. особенностей развития и формирования познавательных про-цессов, необходимо помнить о тесной взаимосвязи, взаимообусловленности мышления и речи.
Согласно теории Л. С. Выготского, существует тесная связь между мышлением и речью. Развернутая речь является не только средством об-щения, но и орудием мышления.
Публикация «Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития» размещена в разделах
Однако, неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи, тождественно с ней. Основной единицей языка с полным основанием считается слово. Слово несет не только номинативную функцию слова, как таковую, но и выполняет более слож-ную функцию: возможность анализировать предметы, выделять в них существен-ные свойства, относить предметы к определенной категории. Являясь средством абстракции и обобщения, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира.
Исходя из вышесказанного, следует говорить также (наряду с особенно-стями развития познавательных процессов у старших дошкольников) и об осо-бенностях их речевого развития. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; проявляются связанные формы речи, возрастает ее выразительность; изложение мыслей становится связным, логичным, последовательным, рассуждения превращаются в спо-соб решения интеллектуальных задач; развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинение ин-струкций взрослого; происходит дальнейшее формирование планирующей функции речи, когда она начинает предварять решения практических и интеллекту-альных задач; развивается способность к выделению слова как абстрактной еди-ницы, что дает возможность сделать слова объектом познания и тем самым формируются предпосылки к овладению письменной речью; складывается понимание форм языковой деятельности; речь становиться особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; сама речь превращается в особую деятельность, имеющие свои формы : слушание, беседу, рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития - ребенок пра-вильно слышит и произносит звуки. Если рассматривать слово как основную единицу языка, то совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые необходимо учи-тывать при практической работе с детьми.
Так, одной из задач речевого развития детей дошкольного возраста является обогащение словаря. В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка, в свою очередь, работа над развитием словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных позиций и фор-мирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Так, усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной системы мышления, поскольку овладе-ние лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщений. Хорошо известно, что бедность словаря мешает полноценному об-щению, а значит, и общему развитию ребенка.
Показателем высокого уровня умственного развития.
Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержа-ние предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Согласно положениям Л. С. Выготского, существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность двух процессов : мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня рече-вого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым развитием, а так как слово выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень обучаемости.