МААМ-картинки

Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития

Масалытина Елизавета
Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

При рассмотрении вопроса об особенностях познавательного развития до-школьников, т. е. особенностей развития и формирования познавательных про-цессов, необходимо помнить о тесной взаимосвязи, взаимообусловленности мышления и речи.

Согласно теории Л. С. Выготского, существует тесная связь между мышлением и речью. Развернутая речь является не только средством об-щения, но и орудием мышления.

Темочки:

Однако, неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи, тождественно с ней. Основной единицей языка с полным основанием считается слово. Слово несет не только номинативную функцию слова, как таковую, но и выполняет более слож-ную функцию: возможность анализировать предметы, выделять в них существен-ные свойства, относить предметы к определенной категории. Являясь средством абстракции и обобщения, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира.

Исходя из вышесказанного, следует говорить также (наряду с особенно-стями развития познавательных процессов у старших дошкольников) и об осо-бенностях их речевого развития. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; проявляются связанные формы речи, возрастает ее выразительность; изложение мыслей становится связным, логичным, последовательным, рассуждения превращаются в спо-соб решения интеллектуальных задач; развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинение ин-струкций взрослого; происходит дальнейшее формирование планирующей функции речи, когда она начинает предварять решения практических и интеллекту-альных задач; развивается способность к выделению слова как абстрактной еди-ницы, что дает возможность сделать слова объектом познания и тем самым формируются предпосылки к овладению письменной речью; складывается понимание форм языковой деятельности; речь становиться особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; сама речь превращается в особую деятельность, имеющие свои формы : слушание, беседу, рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития - ребенок пра-вильно слышит и произносит звуки. Если рассматривать слово как основную единицу языка, то совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые необходимо учи-тывать при практической работе с детьми.

Так, одной из задач речевого развития детей дошкольного возраста является обогащение словаря. В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка, в свою очередь, работа над развитием словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных позиций и фор-мирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Так, усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной системы мышления, поскольку овладе-ние лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщений. Хорошо известно, что бедность словаря мешает полноценному об-щению, а значит, и общему развитию ребенка.

Показателем высокого уровня умственного развития.

Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержа-ние предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Согласно положениям Л. С. Выготского, существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность двух процессов : мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня рече-вого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым развитием, а так как слово выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень обучаемости.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Дидактическая игра с кармашком для диагностики речевого развития у дошкольников «Съедобное — несъедобное»Дидактическая игра с кармашком для диагностики речевого развития у дошкольников «Съедобное — несъедобное» Игра предназначена для ребят младшего дошкольного возраста для диагностики их речевого развития. Ответы детей в процессе игры дадут возможность.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Картотека по развитию слухо-речевого внимания и памяти, мыслительных процессов по лексическим темам ОБЖ (Пожарная Безопасность) Запомни, повтори: Спички, зажигалка, плита, свеча. Что лишнее: огнетушитель, вода, спички, песок. Назвать.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Пособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольниковПособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольников Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Салькова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» г. Старый Оскол Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития
Опубликовано: 18 августа 2024 в 19:11
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мыслительных процессов у дошкольников средствами речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Масалытина Елизавета (УИ 2392673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД