Евгения Хомарова
Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкальной культуры ребенка- дошкольника
КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей…
Публикация «Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Теоретики считают, что музыкальная культура – это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание.
Характеристика и структура музыкальной культуры детей
В наиболее общем виде понятие «Музыкальная культура
ребенка- дошкольника» можно определить как формируемое в процессе накопления познавательного опыта музыкальной деятельности -положительное эмоционально-оценочное, ценностное отношение к музыке, реализующееся в проявлениях самостоятельности и творческой активности.
Таким образом в структуре этого понятия можно выделить три компонента:
познавательный (накопление знаний о музыке, умений, навыков, развитие музыкальных способностей)
ценностно-ориентационный (формирование способности ценить красоту в жизни и искусстве) и
творческий (стремление выразить свое положительное эмоционально-оценочное отношение в проявлениях самостоятельности и творческой активности).
Музыкально-эстетическое сознание личности
Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.
Эстетическое сознание — самый тонкий и сложный по структуре «слой» сферы ценностных ориентаций человека (Моисей Самойлович Каган-специалист в области истории культуры).
Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики.
С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.
Основные компоненты музыкальной культуры
При характеристике этого сложного понятия чаще всего рассматриваются следующие компоненты:
• эстетические чувства;
• интересы;
• вкусы;
• представления о красоте.
1. Эстетические чувства предполагают осознанное отношение, признание красоты музыки.
2. Интерес к музыке является одним из проявлений ценностных ориентаций личности. В теории педагогики интерес рассматривается как специфическая направленность личности на деятельность, имеющую субъективную значимость, эмоциональную привлекательность, «личностный смысл».
3. Вкус — это избирательное осознанное отношение к своим впечатлениям.
4. Представления о красоте (эстетические идеалы) вырабатываются в процессе восприятия эталонов красоты — осознанно-прочувствованной деятельности, требующей проявления некоторых суждений и оценок.
Формирование основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте
Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда,
совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
• Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;
• Формирование начал музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры.
Формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника осуществляется через развитие отдельных компонентов музыкальной речи, таких как:
1. Музыкальность, к которой относятся следующие способности:
• эмоциональная отзывчивость;
• музыкально-ритмическое чувство;
• мелодический слух;
• репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление;
2. Музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя:
• интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические переживания;
• музыкальные предпочтения;
• первоначальные знания в области музыкального искусства.
Развитие компонентов музыкальной культуры
осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах, как:
• слушание музыки
• пение
• музыкально-ритмическая деятельность
• игра на детских музыкальных инструментах
• музыкально-дидактические игры
• творческая деятельность.
Краткое заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию.