Вера Демина
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.
Основные певческие навыки.
Пение – важная часть музыкальных занятий в детском саду. С. Ф Запорожец рассматривала хоровое пение, как важное средство воспитания художественного вкуса, инициативы, фантазии и творческих способностей детей, не говоря уже о том, что оно способствует развитию музыкального слуха, памяти, оказывает организующее и дисциплинирующее воздействие. Научить детей чисто, выразительно, осознанно петь – сложная и благородная задача.
Публикация «Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению» размещена в разделах
Пение может быть красивым лишь в том случае, если ребенок овладеет целым рядом вокальных навыков. При формировании их, в первую очередь уделяется большое внимание певческой установке – положению корпуса, головы, рта – ведь от нее во многом зависят другие важные элементы пения, такие как – дыхание и качество звукоизвлечения.
Во время пения нужно сидеть ровно, не сутулясь, корпус держать прямо; руки свободно лежат на коленях. Голова должна находиться в естественном положении – не закидываться вверх, не наклоняться вниз. Рот следует открывать свободно, не растягивая его углы. Губы и язык должны быть активно действующими, а не скованными.
Перед началом пения напоминаем детям о правильном положении корпуса : Мы проверим спинку, спиночку – тростинку,вот она какая- спиночка прямая.
Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, можно использовать упражнение «Сидит дед». Дети сидят сгорбившись, и поют : Сидит дед, ему 100 лет: затем садятся прямо и весело поют : а мы детки маленькие,
у нас спинки пряменькие.
,Искусно петь – мудро дышать в это время”, говорила С. Ф. Запорожец, педагог, один из старейших специалистов в области детского сольфеджио.
Неумелое пользование дыханием приводит ко многим певческим недостаткам: к плохому качеству звучания, к фальшивой интонации.
Дыхание - один из основных факторов голосообразования и требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
,Искусно петь – мудро дышать в это время”, говорила С. Ф. Запорожец, педагог, один из старейших специалистов в области детского сольфеджио. Неумелое пользование дыханием приводит ко многим певческим недостаткам: к плохому качеству звучания, к фальшивой интонации.
Вдох должен быть естественным, бесшумным, соответствующим характеру и темпу песни.
Брать дыхание рекомендуется через нос. Типичным недостатком у детей является поверхностное, неглубокое дыхание, с участием верхней грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха, т. к. ,перебор” воздуха является причиной напряженного, форсированного звучания голоса.
Расширятся при вдохе должны нижние ребра - грудобрюшное дыхание. (поясок становится теснее). Задержка дыхания мобилизует голосовой аппарат к началу пения.
Выдох в пении происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным.
Овладение певческим дыханием-сложный и длительный процесс. На начальном этапе он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.
Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Научить ребенка спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, помогут дыхательные упражнения.
Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
1.,Ладошки” - исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить. Делать короткий, шумный (на всю комнату, активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха, выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделать паузу – отдохнуть 3-5 секунд. Повторить несколько раз. Педагог в это время может проговаривать слова:
Подражать мы будем кошке - в кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –мышку быстро мы поймаем!
2. ,Насос” -принять исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У нас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Выполнять частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Одновременно с наклоном вдох – максимально шумный и короткий. Выдох пассивный – ртом, одновременно с выпрямлением. Голова не поднимается.
Педагог произносит текст: Едем, едем мы домой на машине легковой.
Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп!
Из багажника насос достанем –шину быстро накачаем!
Воздух мы внизу вдыхаем, голову не поднимаем!
3. ,Повороты” -принять исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи.
Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».
Дети выполняют вдох и выдох, педагог произносит слова:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять, нужно носиком вдыхать.
Можно использовать упражнения: ,Кошка”, ,Погончики”, ,Маятник”, ,Шаги”
Игры и упражнения для развития дыхания
1)«Веселый паровозик» : детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет» дети говорят на выдохе: «Чух-чух-чух.» — так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
2)«Воздушные шарики» : детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с.» — «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
3)«Сердитая муха». Муха «жужжит над ухом» : «Дз-з-з.» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
4)Исполнение скороговорки (например «Егорка», которая должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
Как на горке, на пригорке Жили тридцать три Егорки, Раз Егорка, два Егорка. Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.
Не менее важным является и процесс правильного звукообразования, который связан с воспитанием в детях бережного отношения к своему голосу. В дошкольном возрасте детский голос прозрачный, легкий, звонкий, он не имеет полноты и силы и ограничен в диапазоне. Поэтому нужно всячески пресекать форсирование звука, крикливое пение, открытое звучание.
Первым требованием при работе над правильным звукообразованием является выработка певческого, протяжного звучания голоса, кантилены. Нередко в начале обучения пению дети не поют, а декламируют текст песни. Педагог должен объяснить им, что петь – это значит тянуть звук, как на скрипке. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных что характерно для русских народных песен.
Добиваясь протяжного интонирования гласных, нужно обращать внимание на короткое, собранное, четкое произношение согласных. Если гласные звуки – это основа, дающая протяженность, силу и окраску певческого звука, то согласные являются как бы контуром: они помогают осмысленному, выразительному исполнению текста, более полному выявлению содержания, художественного замысла песни.
Важным вопросом певческого звукообразо- вания является атака звука – начальный момент его возникновения. В практике используются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. В детском хоровом пении основу звучания составляет мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука). Однако в работе с детьми часто встречается инертность голосового аппарата и поэтому целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука.
Упражнения для правильного звукообразования
1.«Качели» На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо» — «скольжение” Детям предлагается представить, как двигаются качели. Затем они голосом могут показать, как двигаются качели — поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше.
Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его.
2.«Ракета» «Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у.», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».
3. «Нарисуй мелодию» Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».
4. ,Песенка – ниточка”- она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.
5. «Игра с мячом» Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Большое внимание в работе с детьми для выработки у них плавного, напевного звука я уделяю распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках. Использую: пение закрытым ртом на одном звуке; пение на слоги ма, мо, му на одном звуке; пение на слог ла, ла, ла в диапазоне секунды; пение на слог да, да, да в диапазоне терции пропевание скороговорок на одном звуке: ,Сорока-сорока”, ,Андрей воробей”, ,Бык-тупогуб” и других.
использование коротких фраз из русских народных песен, напр. ,Во поле береза стояла”, ,Не летай соловей” и другие;
использование песен-игр по принципу,эхо”? напр, ,Слово на ладошке” и др., в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных звуков. ,Пение- это омузыкаленная речь”, - говорил известный фониатор И. И. Левидов. Поэтому очень важным моментом в пении является воспитание у детей хорошей дикции.
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Кроме того, нужно научить детей правилам культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных, правилам логики речи (выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающего понять основную мысль, смысл фразы).
Педагог объясняет детям, что нужно петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется.
Условием хорошей дикции и выразитель- ного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Начинаем работу над дикцией сначала в песнях с умеренным темпом, а затем в веселых, быстрых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.
Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении.
Для выработки хорошей артикуляции рекомендуется использовать:
упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки,
ритмодекламации.
Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому можно использовать следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.
Артикуляционная гимнастика
Основная ее цель-выработка качественных, полноценных движений органов артикуля- ции, развитие речи, певческих навыков, внимания, памяти.
Игра,Язычок”– язычок путешествует по рту ребенка и разогревает все необходимые мышцы.
Влево, вправо, раз, два (протыкаем языком щечки)
Вверх, вниз, вверх, вниз (протыкаем языком верхнюю, потом нижнюю губу)
Язычок не ленись! Губы, просыпайтесь! (вибация губами)
Ротик, открывайся (широко открыть рот) Язычок покажись (покусать кончик языка)
И зубов не страшись (кусать всю поверхность языка)
А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусать верхнюю губу)
Кусаются, кусаются не унимаются (кусать нижнюю губу)
А губы то хохочут, то сильно обижаются (улыбнуться, вывернуть нижнюю губу-обида)
Зубам надоело кусать-стали язык жевать (боковые зубы жуют язык)
Язычок не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (облизнуть языком зубы)
Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь! (улыбнутся)
Статические артикуляционные упражнения
Цель – выработка умения удерживать органы артикуляции в определенном положении. Выполняются они в медленном темпе, каждая артикуляционная поза удерживается в течении 3-7 секунд, после чего язык, губы и щеки принимают нейтральное положение на такое же время.
,Птенчик” – широко открыть рот;
,Улыбка” – широко улыбнутся, показать зубы, челюсти при этом сжаты;
,Трубочка” – вытянуть вперед губы.
Динамические артикуляционные упражнения,Часики” – рот открыт, губы в улыбке, язык двигается то к правому уголку рта, то к левому, педагог говорит,тик-так”;
,Улыбка-трубочка” – на,раз”-улыбка, на,два”- губы трубочкой (веселый-грустный)
,Лошадка” – те же движения губ, только добавить щелчок языком
Речевая зарядка Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?
Вот так, вот так, весело шагали. (шагаем)
Налетели комары, мы их отгоняли, Вот так, вот так, мы их отгоняли. (отгоняем)
Рассердились и потом шишки в них кидали, Вот так, вот так, шишки в них кидали. (кидаем)
Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались, позабыли мы про шишки и домой помчались. (бег)
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. Цель – развитие у детей музыкаль- ного слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования.
Опора на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Хоровое, ансамблевое пение,ансамбль” – слитность, согласованность, помимо вокальных умений и навыков, требует овладения навыками хорового строя и ансамбля.
Точное по высоте исполнение всех звуков в пении, воспитание устойчивой певческой интонации-важнейшие условия хорового звучания.
Педагог на занятиях учит детей слушать своих товарищей, подстраивать друг к другу голоса; направляет все усилия на формирование тембровой, динамической и ритмической слитности звучания, на выстраивание хорового унисона. Хороший строй в хоре (ансамбле) зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у детей, поэтому очень важное значение в процессе обучения пению имеет формирование музыкального слуха.
Музыкальным слухом называется способность воспринимать различать высокие и низкие звуки, слышать мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво петь или играть ее на каком-нибудь инструменте. Главными компонентами музыкального слуха являются : звуковысотный слух, тембровый, гармонический, мелодический, динамический.
Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами (Алмазовым, Блиновым, Егоровым и др., использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия.
Если дети с низкими голосами -,гудящие” у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки, они их воспроизведут.
Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.
Принимая это во внимание, педагог, обучающий пению, направляет процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высоты к заданной.
Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту – наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, скорее всего пока не осознанно, физиологически ощущая унисон. Педагог помогает этому процессу-словом поощряя ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В мозгу ребенка образуется связь между двигательным и слуховым анализаторами. Связь эта очень хрупкая и закрепляется только путем неоднократного подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.
Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс : болезненное состояние голосового и слухового аппарата; ослабленное общее состояние организма; слабые умственные способности (неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.
В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность.
В детском саду всегда есть дети, которые: могут спеть чисто данный звук (в объеме их диапазона, у этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни или на основе хороших задатков;
большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно, у таких детей формирование слуха близко к завершению;
поют то интонационно точно, то фальшиво;
верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние –интонационно чисто;
все звуки поют неверно;
поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырех случаях имеет место не сформированный музыкальный слух.
Практические рекомендации по развитию музыкального слуха :
определить диапазон каждого ребенка и начинать пение на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко;
сформировать представление об унисоне, слитном звучании голосов, с помощью индивидуальной подстройки;
расширять диапазон детей путем пения по полутонам вверх, используя различные распевки;
чаще петь без сопровождения инструмента;
индивидуально работать с плохо интонирующими детьми;
правильно рассаживать детей : плохо поющие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим и инструменту;
петь небольшими подгруппами и индивидуально, так дети лучше слышат себя.
Важно, в формировании музыкального слуха – научить детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию.