Диатроптова Яна
Формирование мотивационной активности у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.
Публикация «Формирование мотивационной активности у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности» размещена в разделах
Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины».
В отечественной литературе такие известные психологи, как Л. С. Выготский, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании произвольной мотивации.
К концу дошкольного периода формируется ряд психических образований : стремление к общественно значимой деятельности, способность управлять своим поведением, практическое овладений речью, умение делать простые обобщения. С этими новообразованиями ребенок и переходит в следующий возрастной период – младший школьный возраст.
Зарождение учебных мотивов как желания постигать новое можно увидеть уже в дошкольном возрасте, который называют «возрастом почемучек». Пяти – шестилетние дети открыты к познанию мира, они активно задают вопросы «кто такой?», «что такое?», «отчего?» и «почему?» и тем самым проявляют познавательный интерес, составляющий основу мотивации к учебной деятельности. Несмотря на то, что такой интерес носит ситуативный характер, он обращён к будущей школьной жизни ребёнка, который в ходе обучения будет открывать тайны предметного мира.
Однако текущие интересы дошкольников сосредоточены на «мире людей», и в этом возрасте у детей преобладают широкие социальные мотивы, которые носят опосредованный характер, слабо осознаются.
К 6 – 7 годам на фоне разных желаний и потребностей дошкольники начинают более дифференцированно подходить к деятельности и выбирать именно то дело, которое для них привлекательно.
Стоит также отметить, что на основе образовательной деятельности в младшем школьном возрасте формируется ряд психологических новообразований, которые влияют на мотивацию : произвольность, самоконтроль, внутренний план действий и рефлексия.