Клименкова
Формирование мотивации у дошкольников к занятиям физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема роста заболеваемости в последние годы становится все более серьёзнее. Современные дети испытывают «двигательный дефицит». Движения, которые они используют в течении, дня являются недостаточным для нормального развития ребенка. Большинство родителей мало уделяют времени на воспитание своего ребенка. Так, дома они смотрят телевизор, сидя на полу играют в различные гаджеты, тихие настольные игры не способствуют двигательному развитию. В детском саду так же большую часть времени дошкольники проводят в статическом положении. Все это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление у ребенка. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер и умственной работоспособности [1].
Публикация «Формирование мотивации у дошкольников к занятиям физической культуры» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Формирование интереса ребенка к любому виду деятельности зависит от эмоционального насыщения данной деятельности. Если любая физическая активность вызывает у ребенка какие-либо эмоции (воодушевление, предвкушение, если она заставляет испытывать радость, азарт, восторг, удовлетворяет его потребности, то дошкольник будет всегда стремится к постоянной физической активности, будет с радостью посещать занятия по физической культуре. Если эмоциональной активности на занятиях по физкультуре не возникает, то вовлечь в нее ребенка очень не просто и ему не доставляет интереса заниматься данной деятельностью. Поэтому нам, как инструкторам по физической культуре очень важно дать ребенку этот интерес, толчок, насытить физическую активность эмоциональным компонентом. Для этого мы используем следующие приемы воспитательной деятельности:
1. Игровая деятельность. Ее использование является основной формой обучения и развития дошкольников. Инструктору по физической культуре важно правильно использовать весь воспитательный процесс игры, ориентировать ее применение на ту или иную сторону личности занимающегося и мотивации к определенной деятельности. Занятия по физической культуре, которые проходят в игровой форме, займут устойчивую позицию в режиме дня дошкольника и станут основой его развития.
2. Разнообразие физической активности. Педагог не должен допускать только одну форму физической деятельности. Занятия должны быть вариативными и увлекательными.
3. Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Она должна моделировать деятельность ребенка и различные ситуации, а так же физическую деятельность.
4. Лёгкость, простота и доступность физической деятельности. Физические упражнения должны даваться ребенку в соответствии с возрастом и уровнем развития. Пояснять их выполнение нужно простым и доступным языком, на наглядном примере. Наглядные – обеспечивают яркость восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка более полного представления о движении. Словестные – активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
5. Выявление инструктором по физической культуре предпочтений детей в ходе занятий по физической культуре.
6. Распознавание эмоционального состояния каждого дошкольника на занятиях. Это помогает пересмотреть приемы и методы организации занятия по физкультуре, мотивировать к ней на начальном этапе.
Дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка. Именно в этом возрасте формируются двигательные навыки, мотивация к спорту и физкультуре, прививается любовь к физическим упражнениям. Для полноценного физического развития и потребности движения в нашем детском саду в спортивном зале были созданы все условия, чтобы заинтересовать и привлечь внимание ребенка к физической культуре.
У дошкольников есть возможность заниматься в большом, светлом зале, который хорошо оснащён физкультурным инвентарём и оборудованием. Есть много разноцветных обручей, мягкая модульная змейка, сухой бассейн, велосипеды, самокаты и многое другое. Все разноцветное и интересное, что влияет на положительные эмоции ребенка.
У детей младшего возраста мы уделяем не особо много внимания технике выполнения упражнений. Главное вызвать у детей желание и интерес заниматься физической культурой без принуждения. В начале занятий можно отвести несколько минут не сразу с построений, а дать возможность чуть-чуть поиграть, побегать, дети самостоятельно выполняют то, что им хочется, тем самым побуждая их к физической деятельности.
Огромное влияние на мотивацию играют сказочные игровые персонажи. Дети с большим удовольствием встречают героев своих любимых сказок и мультфильмов, делают с ними разминку, различные виды упражнений, проходят квесты. Дошкольники очень хотят показать героям и свои достижения, чему они научились. Персонажи оценивают результаты детей.
На занятия физической культурой мы приглашаем детей постарше, тех, кто добился больших достижений и тех кто только в начале своего пути. Ребята показывают дошкольникам свои медали и рассказывают как важно и интересно заниматься физической культурой и спортом.
Еще один немаловажный фактор для поднятия мотивации играет музыкальное сопровождение на занятиях по физической культуре. Заниматься в полной тишине не очень интересно и приятно. Музыка, сопровождая как утреннюю гимнастику, так и физкультурное занятие, активизирует детей, значительно повышает их интерес и качество выполняемых заданий. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус – все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение. Между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются тесные взаимосвязи [2].
В конце занятия можно дать домашнее задание для детей. Например, научить свою любимую игрушку заниматься физкультурой. Показать ей, что делал сегодня на занятии, что понравилось больше. Ребенку будет очень интересно показать своему другу чему он научился в ходе тренировки.
У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребенок 3-7 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции – это ка раз та связка, с помощью которой мы прикрепляем новую мотивацию к уже имеющейся [3]. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется совместным времяпровождениям детей с родителями. Это различные конкурсы, спортивные праздники и мероприятия. Родители так же проводят свободное время с детьми посещая бассейн, тренажерный зал, занимаются на стадионе. В зимнее время очень полезны зимние лыжные прогулки.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что занятия по физической культуре должны быть интересными, разнообразными и конечно же проходить в игровой форме.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / Под ред. З. И. Берестовой.
– М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112 с
2. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.