Ольга Чупахина
Формирование мотивации у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мотивации у детей с РАС
Формирование учебной мотивации является необходимой составляющей процесса обучения, однако при аутизме эта задача представляется достаточно сложной и требует особого внимания.
Развитие учебной мотивации обучающихся с РАС – необходимое условие успешности всего образовательного процесса. При работе с детьми аутистами возникает потребность в постоянном их поощрении и мотивации. Для таких детей процесс обучения достаточно тяжёлый, и зачастую мотивация снижена или отсутствует. Поэтому поощрения являются основным методом при обучении детей с РАС. Они используются при отработке новых и закрепления уже полученных навыков, в режимных моментах, для контроля поведения, при смене заданий. Сложности при обучении аутичного ребенка возникают по многим причинам, например, из-за отсутствия у таких детей навыков имитации, а также плохим пониманием речи, поэтому в первую очередь необходимо найти хороший стимул для каждого отдельного ребенка и стараться объяснять материал не только на словах, но и в картинках.
Публикация «Формирование мотивации у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многие дети с РАС не усваивают информацию так же, как нейротипичные дети.
Если говорить о том, как заинтересовать аутичного ребенка к занятиям, то, прежде всего, необходимо найти мотивацию для ребенка, то есть найти те стимулы, которые заинтересуют именно этого ребенка.
Мотивационный стимул – это стимул, который в данный момент нужен человеку, который он хочет получить сейчас.
Социальные последствия (похвала, одобрение) не всегда мотивируют детей на занятия и достижение успеха. Соответственно, необходимо мотивировать чем-то другим. Если вы правильно определили, что его мотивирует, то это обязательно приведет к повышению внимания и хорошему сотрудничеству.
Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия.
Следует изучить предпочтения ребенка, его мотивационную сферу (любимые игры, игрушки, лакомства).
К выбору системы поощрений я подходила, учитывая индивидуальные особенности, потребности детей, их возможности.
Тестирование мотивационных стимулов
Существует несколько методов мотивационных тестирований. Метод Одиночных проб: данный метод является одним из самых простых методов оценки предпочтений и заключается в том, что ребенку предъявляется одна игрушка или одно лакомство. Затем ведется наблюдение за тем, что ребенок будет делать с лакомством (съест или выкинет) или с игрушкой (будет с интересом играть на протяжении определенного времени или даже не дотронется до нее). Метод Выбор из двух: данный метод состоит в том, что ребенку предъявляется одновременно два лакомства или два предмета,и ему нужно выбрать одно из них. Метод Выбор из множества: в данном виде тестирования предпочтений ребенок должен выбирать один предмет (лакомство из предъявленного ему комплекта 7 мотивирующих стимулов. Когда тестирование завершено, нужно проанализировать, какие
предметы ребенок выбрал первыми. Первые три по количеству выбора предмета будут самыми предпочтительными мотивационными стимулами.
Если в процессе исследования выявлено много предпочитаемых игрушек, то это очень хорошо, есть возможность их менять, делать поощрения разнообразными.
Для этого мне как педагогу необходимо так выстроить деятельность, чтобы сам учебный процесс стал поощрением для детей с РАС. Мною использовались следующие приемы. Занятие провожу в дружелюбной манере, мотивируя ребенка общаться со мной. При этом очень важно внимательно наблюдать за ребенком во время урока, фиксируя моменты, когда нарастает тревожность, усиливаются стереотипии и может возникнуть проблемное поведение. В такой ситуации нужно вовремя изменить задание, предложить помощь или переключиться на другой вид деятельности. Очень важно каждое занятие завершать на фоне эмоционального комфорта. Социальные поощрения включают конкретную похвалу, улыбки, «дай пять», щекотку (если это уместно, большие пальцы вверх и так далее. Кроме того, я ввела в практику подводить итог занятия в виде похвалы: «Молодец», «Хорошо». Для многих детей с аутизмом различные сенсорные стимуляции, такие, как игра с водой, мыльные пузыри, кинетический песок, и даже определенные звуки, также могут являться поощрением. Эти поощрения тьютор должен выявить в
процессе наблюдения за ребенком. Мотивировать ребенка можно не только фабричными игрушками. А проявить фантазию и сделать мотивационный предмет самому. Опираясь на интересы ребенка.
При формировании учебного поведения необходимо, чтобы ребенок предварительно научился: подражать движениям взрослого; следовать вербальным инструкциям. Подражание считается одним из основных учебных навыков. Чтобы научить ребенка с расстройством аутистического спектра подражать, нужно акт подражания подкреплять положительным стимулом.
Со временем, ребенок начинает понимать, что за повторение действия другого человека его ждет поощрение, а затем само подражание может стать для него игрой.
Чтобы навык подражания более успешно применялся ребенком в повседневной жизни, я как тьютор использую в своей работе различные игры, в которых все участники игры подражают педогогу, повторяют одни и те же движения (например, хороводы).
В конечном итоге подкрепление начинает использоваться только при обучении новым навыкам. Закрепленные ребенком навыки сами по себе становятся для него привлекательными и не требуют подкрепления.
Сформированное учебное поведение является важной предпосылкой дальнейшего обучения ребенка навыкам, важным для его развития и социальной адаптации