Елена Перетягина
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Сегодня я представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий».
Здоровье человека связано с его образом жизни. Дошкольный возраст является фундаментом физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спорта.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению» размещена в разделах
Но что же это такое здоровье? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Анализируя состояние физической подготовки и исходя из практических наблюдений можно отметить, что, в настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Почему же это происходит? Причин много: социальные условия, неблагоприятная экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания и в отношении людей к собственному здоровью.
Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами и способами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности и как научить детей быть здоровыми?
Исходя из важности этой проблемы мною была поставлена цель:
Найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного физкультурного оборудования и выдвинуты следующие задачи:
-изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
-разработать систему работы по формированию двигательной активности у дошкольников с использованием нестандартного оборудования.
-составить план мероприятий по данной теме (НОД, проекты, досуги, развлечения, Дни здоровья).
-разработать рекомендации для родителей и педагогов.
-привлечь педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.
Чаще всего в своей работе я использую следующие оздоровительные мероприятия:
Дыхательную гимнастику, которая помогает детям расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, укрепляет мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей, повышает общую сопротивляемость организма.
Корригирующуяю гимнастику, использую для массажа ступней ног и развития координации движений у детей.
-создает устойчивую мотивацию в потребности сохранения здоровья,
-формирование привычки к здоровому образу жизни;
-снимает эмоциональное и мышечное напряжение (рекомендую в целях профилактики простудных заболеваний).
При закаливающих мероприятиях с детьми укрепляем нервную систему; развиваем мышцы и кости; улучшается работа внутренних органов; активизируется обмен веществ; повышается сопротивляемость организма к вредным влияниям окружающей среды.
Детям очень нравится пальчиковая гимнастика. При её использование у них развивается мелкая моторика, улучшается речь, повышается работоспособность коры головного мозга; развивает психические способности: мышление, память, воображение; снимается тревожность. (особенно рекомендую детям с речевыми проблемами)
А минутки релаксации способствуют концентрации внимания, и помогают снять напряжение и возбуждение. Дети занимаются этим с огромным удовольствием.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды ДОУ.
• есть зал для занятий, спортивная комната с разнообразным физкультурным оборудованием и инвентарём.
• в группах оборудованы физкультурные уголки с учетом возрастных особенностей и оснащены физкультурным и нетрадиционным оборудованием, и оформленным совместно с родителями,
• так же занятия провожу не только в помещении, но и на воздухе и территории детского сада имеется спортивная площадка.
• есть медицинский кабинет.
Для развития силы и меткости использую кольцебросы.
В работе по оздоровлению использую нетрадиционные пособия для развития дыхательного аппарата: воздушные шары, мыльные пузыри, султанчики, ленточки и другое оборудование.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Одним из условий развития привития навыков ЗОЖ детей является не только работа с детьми, но и с их семьями. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, которые я широко использую:
• анкетирование,
• папки-передвижки,
• консультации, беседы,
• спортивные праздники,
o родительские собрания,
o праздники здоровья,
o индивидуальные беседы.
Анализируя свою работу с использованием нетрадиционных технологий по оздоровлению детей заметна положительная динамика. Для меня очень важно, что дети меньше стали болеть, у них улучшилось внимание и настроение. Они стали более ловкими, выносливыми и сильными. За последние три года снизилась заболеваемость детей с 7% до 5 % на одного ребенка в год, повысилась посещаемость.
• Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
• А это значит, что у ребенка сформирована привычка к здоровому образу жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что организованная воспитательно – образовательная и физкультурно – оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально – адаптивной сферы.