Сулейменова Ольга Петровна
Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач современной системы образования является создание благоприятных условий для всестороннего развития детей. (2слайд) В свою очередь важнейшее направление дошкольного образования – формирование познавательно-исследовательской деятельности. Приобретенный к 5-ти годам определенный багаж жизненного опыта и знаний позволяет детям применять его в различных ситуациях, требующих умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления, предметы и процессы в окружающем их мире. Соответственно, познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию функциональной грамотности, в том числе и математической.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Темочки
Математическое развитие ребенка сводится не только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
(3 слайд) Несмотря на многообразие методик, средств и способов формирования математических представлений, игровая деятельность является наиболее важной областью, используемой для этой цели.
Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, через игры с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.
(4 слайд) В своей работе я активно использую игры с математическим содержанием. Это:
• Игры на логическое мышление;
• Игры с геометрическими фигурами, счётными палочками;
• Игры с цифрами и числами
• Игры на ориентирование в пространстве
• Игры путешествие во времени
• Игры с занимательным материалом
• Сюжетно – ролевые игры с математическим содержанием.
Которые способствуют развитию логического мышления, памяти, сообразительности, воспитанию личностных качеств детей: самостоятельности, инициативности, целеустремлённости.
(5 слайд) Занимательные развивающие игры, загадки, развлечения очень интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений, таких как «Танграм», «Пифагор», «Чем отличаются?», «Волшебный круг» дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, а в играх «Сколько взять конфет?», «Яблоки для всех» у детей к тому же развивается находчивость, сообразительность.
(6 слайд) Занимательные математические игры используются как в образовательной деятельности, так и для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. По форме организации это игры в парах, по подгруппам, индивидуально.
(7 слайд) Для развития наблюдательности, внимания, умения исправлять свои и чужие ошибки использую игру «Загадка». В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач данную игру применяю в основном для закрепления материала различного содержания. Загадка состоит из знаков, символов, схематичных изображений, геометрических фигур и должна быть обязательно проверяема. Отгадать загадку детям предлагается утром, сразу после прихода в детский сад. Данная деятельность разворачивается на специально отведенном для этого мольберте. Таким образом, я обеспечиваю мобильность предлагаемой загадки. На мольберте размещается непосредственно задание – вопрос, иллюстрирующая его картинка, варианты ответов, а также магниты.
Обсуждение загадки у нас происходит во время утреннего сбора. У детей, желающих изменить свой ответ, есть такая возможность. Надо отметить, что отгадывание загадок вызывает у детей моей группы повышенный интерес. Приятно наблюдать со стороны за их активностью, общением между собой и взаимопомощью.
(8слайд) Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Замысел основывается на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. «Найди такую же фигуру», «Сложи узор», «Чудесный мешочек», «Поможем бабушке собрать урожай» и т. д.
(9слайд) В работе с дошкольниками среднего возраста использую игры в парах, где дети меняются заданиями, а также выполняют роли ведущего, игрока, а затем меняются ролями. В такой игре каждый участник активен, т. к. придумывают задания друг другу и стремятся сформулировать его так, чтобы оно было понятно для партнёра. Например, в играх «Отгадай число», «Каких фигур недостаёт», «Цепочка», «Где, чей домик?»
(10 слайд) С детьми старшего дошкольного возраста я использую игры, требующие выполнения заданий, где необходимо коллективное обсуждение, для этого дети объединяются в подгруппы. В играх «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Лабиринт» совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать.
Особо ценно то, что именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, возникновению потребности обратиться за помощью, осуществлению контроля, за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а главное, воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.
(11 слайд) Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов, в группе организованна образовательная среда, стимулирующая познавательную активность детей. Создан уголок занимательной математики, куда помещены настольно - печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.
(12 слайд) Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения – игре сделанной своими руками. Такие игры, являются великолепным средством, стимулирующим у ребенка произвольную познавательную деятельность, память, мышление, воображение. Зачастую дети в них играют лучше, чем стандартные из магазина.
(13 слайд) Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также качеств личности, необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Главное, что у детей формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания в повседневной жизни.
(14 слайд) Достичь полноценного развития можно только при тесном контакте ребенка с окружающим его миром. Развитие математических способностей детей успешно решается и во время прогулок.
Прогулки - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парке обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение природных объектов, что позволяет ребенку использовать полученные знания на практике.
(15 слайд) Игры: «Сосчитай шишки», «Я знаю 5 имён», «Кто больше соберет?», ««Считаем шаги», способствуют закреплению навыков количественного и порядкового счёта, помогают усвоить название и последовательность дней недели, умение ориентироваться в пространстве. Дидактические упражнения «Найди такой же формы» учат соотносить предметы и форму, а игровое упражнение «Ствол дерева толстый и тонкий» помогает сравнивать предметы по ширине, «Постройся по росту», «Покажи столько же». Сюжетно-ролевая игра «Строители», «Кафе». Подвижная игра «1,2.3 – вместе соберись», «Карусели» и т. д.
(16 слайд) Используя природный материал на прогулке (песок, снег, листья, цветы, палочки, веточки, камешки, шишки и т. д.) детям предлагаю творческие математические игры : «Найди листику пару», «Сколько желудей?», «С какого дерева листок?», «Лепим снеговика», «Рассмотри снежинку», «Снежные комочки», «Печем куличики», «Березкины сережки», «Один-много», «Выложи узор». Игровая деятельность на прогулке помогает в исследовании окружающего пространства, получении новых математических знаний и умений.
(17слайд) Таким образом, регулярное использование игр математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической грамотности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.