Петрулева Елена Владимировна
Формирование математических представлений у дошкольников посредством игр с песком
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее время происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ и технологий, осуществляющих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Кроме этого федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но основываться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Во время игр с песком происходит реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, пересказ всевозможных ситуаций, а это облегчает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. А ещё игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Кроме этого, игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершить ошибки, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он, что- то нарисовал или написал на листе неправильно!
Публикация «Формирование математических представлений у дошкольников посредством игр с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще : если ты сделал, что- то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно ведь дети не будут нервничать, бояться сделать ошибку, а будут с интересом и удовольствием участвовать в образовательной деятельности.
Кроме этого:
-Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать;
- Мощно развивается «тактильная» чувствительность;
-Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка;
-В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика;
- Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.
Как показывает практика, не все дети легко усваивают учебный материал по разделу математического развития. Есть дети, которые испытывают затруднения при освоении пространственно-количественных представлений. Такие дети плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду и т. д.
В работе с такими детьми конечно, можно использовать настольно-печатные и разные другие дидактические игры, а можно пойти новым путём и попробовать развивать и закреплять пространственно-количественные представления у ребёнка в не стандартной ситуации, а именно через игровые упражнения в мини-песочнице песком.
Основным преимуществом и главным условием такой формы индивидуальной работы с детьми является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщёнными.
Любому ребёнку игра с песком доставляет большое удовольствие. А мини-песочница установленная в группе, позволяет разнообразить развивающую среду и обновить игровую деятельность детей.
Обычно игры в песке являются свободными. Но песок вещество необычное, оно способно вызвать у человека самые разнообразные ассоциации. Например, сухой песок он способен «течь», как вода, и напоминает о времени, а влажный обладает интересным свойством – у него есть «память», то есть способность сохранять следы, отпечатки. Значит, на нём можно рисовать и придавать разную форму. Поэтому организация игр с песком позволяет развивать у детей интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения, речь, пространственную ориентировку, координацию движений, обучать счёту и чтению.
Игры-занятия – наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.
Такие игры-занятия позволяют в игровой форме закреплять с ребёнком представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, формировать навыки счёта, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.
А включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.
Приведу пример нескольких таких игр:
1.«Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась».
Принцип игры: «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.
2. Знакомство с цифрами до 10, рисовать пальчиком на песке цифры и выкладывать по контуру мелким природным материалом.
3. «Посади овощи»
Предлагается ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, огурец, лук). Дается инструкция: «Посади репку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и т. д. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили. Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади и ориентация на различные признаки (цвет, форма, размер).
Я считаю, что перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.