Приложение МААМ

Формирование логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Галина Громова
Формирование логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование логико-грамматических конструкций

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

Публикация «Формирование логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Результаты логопедического обследования речи 5-летних детей в начале обучения показывают довольно низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. У большинства возникают трудности:

- в определении сторон пространства (особенно правой и левой);

- непонимание отношений между предметами, их неустойчивость;

- детям сложно понять предложные конструкции :

Покажи, где карандаш за мишкой; где перед мишкой; под мишкой.

- установить причинно-следственные связи: разложить серию картинок в логической последовательности;

- логико-грамматические отношения :

Ваню ударил Денис. Кто драчун? Аня нарисована Верой. Кто художник?

- практически недоступен переносный смысл фразеологизмов и пословиц.

Кроме того, исследуя катамнез (сведения об успеваемости наших выпускников в начальной школе, с сожалением приходится констатировать, что часть детей

- с трудом понимают условия задачи, пересказывают тексты;

- зеркально пишут буквы и цифры;

- испытывают сложности при копировании, списывании материала с доски, учебника и др.

Одной из причин возникновения подобных трудностей является недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Объективно существует 3 вида (уровня) пространственных представлений.

1. Соматогнозис – схема тела.

2. Внешнее пространство

(ориентировка в окружающем пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами и ориентировка на плоскости)

3. Квазипространство. Это пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов.

Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-грамматические конструкции, сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами и флексиями.

Это умение использовать в речи правильно все предлоги и сложные грамматические конструкции.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

При постановке цели коррекционно-педагогической работы определились задачи:

- учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

- формировать навыки самостоятельного использования в устной речи слов и конструкций, выражающих пространственные и временные отношения.

Для реализации поставленных задач крайне важно комплексное психолого-педагогическое воздействие всех педагогов, а также интеграция различных видов детской деятельности:

- на логопедических занятиях упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.);

- вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты:. умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

- в других видах образовательной деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

- в совместной с родителями деятельности.

Основные направления работы:

1. Формирование у детей пространственных представлений.

2. Развитие лексико-грамматических структур языка.

3. Понимание и употребление логико-грамматических конструкций.

Формирование пространственных представлений

начинаем с освоения телесного пространства. Пятилетних дошкольников с ОНР знакомим с названием и расположением частей тела, дифференцируем представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах, правых и левых его частях.

Для этого использую - нейроигры «Ухо-нос», «Оладушки», «Лягушки»

- интерактивные игры («Комариная школа», «Железный дровосек» - портал «Мерсибо», а также элементы телесно-ориентированных технологий :

- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

- глазодвигательная гимнастика. Напрмер:

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

-физкультурные минутки. К примеру:

По плечам себя похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можем хлопнуть за спиной,

А теперь - перед собой.

Вправо можем, влево можем,

И крест-накрест руки сложим.

Существует большой арсенал рифмованных физминуток с упоминанием частей и сторон тела.

Освоение внешнего пространства - это освоение пространственных отношений между предметами. В работу включаются упражнения на определение направлений в пространстве: «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко».

Оживленно, с яркими эмоциями походит игра «Солнечный зайчик», где дети называют местонахождение светового блика.

«Слева-справа» - дидактическое пособие на дифференциацию звуков С-Ш

(слева - шапка, справа – шарф и др.)

С удовольствием дети находят лишний предмет на картинке или экране. Например: «Какая рыбка лишняя?» Детям предлагаю найти рыбку, отличающуюся от остальных. Одна их пяти рыбок плывет вправо, остальные – влево.

Живой интерес у детей вызывают действия с умной пчё лкой Би-бот: нахождение нужной картинки, определение направления и программирование её движений. «К кому пчелка направится в гости?»

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе.

Здесь вводятся понятия: в середине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Трудности формирования пространственных понятий можно облегчить с помощью игровых заданий.

Графические диктанты, обожаемые детьми, проводим сначала на игровизоре, а потом на листе бумаги. Игровизор Воскобовича- это удобный игровой графический тренажер. Для лучшего запоминания углы поля обозначены картинками: ЛеВ – левый верхний, ПаВлин – правый верхний, ЛаНь – левый нижний, ПоНи – правый нижний. На нем не страшно ошибаться, поскольку изображение легко стирается с пластиковой поверхности.

Многочисленные «ходилки» также способствуют развитию пространственной ориентировки на листе. Логопедом задаё тся направление движения: 2 клетки вниз, 3 клетки вправо и т. д. Нужно назвать картинку или выполнить задание в клеточке.

Развитие лексико-грамматических структур языка

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов и предложно-падежных конструкций. Это длительный, многоступенчатый процесс: от понимания значения простых предлогов (в, на под) до усвоения и использования в речи детьми сложных предлогов (из-под, из-за, между, через и др.) Я лишь немного проиллюстрирую этот этап важный работы.

На Коврографе «Ларчик» предлагаю следующие задания:

- Найди квадрат, который находится справа от серого; между синим и красным.

- Расположи птиц так, чтобы голубь был под деревом, снегирь на дереве, а синица над деревом. И т. п.

Настольные игры «Солнышко» (составить предложения с предлогами-лучиками); «Ромашка» (различение предлогов В – На, «Маленькие слова», «Четвертый лишний» и другие позволяют в увлекательной форме упражнять дошкольников в различении и употреблении предлогов.

В комплекте планшета «Логико-малыш» тоже есть ряд заданий на употребление предлогов. Например, задание: расскажи и покажи, мальчику добраться до дома.

Ему нужно пролезть через отверстие в стене, перейти по мосту, проплыть на лодке, взобраться на гору, спуститься с горы, пройти по дорожке.

Активно использую интерактивные игры с предлогами. Портал «Мерсибо» предлагает достаточно большой выбор таких игровых заданий («Рюкзак туриста», «Шагом марш!», «Кто за кем?» и др.)

Кроме прочего предлагаю много анимированных заданий для экрана. К примеру:

«Какая картинка лишняя?» (на трех картинках кукла на столе, на одной – под столом)

«Баба Яга и избушка» (подлетела к избушке – отлетела от избушки; залетела за избушку – вылетела из-за избушки; залетела под – вылетела из-под и т. д.)

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

Прежде всего – это пополнение словаря антонимов по каждой лексической теме.

Далее прошу детей ответить на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше: год или неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?». Покажи на рисунке, кто старше? Кто моложе?

Задание: «Концовки» Если жираф выше тигра, значит, тигр (ниже жирафа) Если дорога шире тропинки, значит, тропинка (уже дороги). И Т. п.

Затем предлагаю детям более сложные задания на сравнение не двух, а трех объектов: груша тяжелее яблока, но легче банана. Что самое лёгкое? Самое тяжелое? Стараюсь максимально визуализировать ситуацию.

Понимание и употребление логико-грамматических конструкций

что сути и является квазипространственными представлениями.

Логико-грамматические конструкции — речевое выражение пространственных отношений. Овладение ими непосредственно зависит

- от сформированности пространственных представлений;

- от достаточного уровня развития лексико-грамматического строя речи;

- и умения отвлеченно мыслить.

Для развития этого сложнейшего механизма, в котором тесно переплетаются элементы познавательной и речевой деятельности, требуются специальные упражнения.

«Покажи» «Положи»

- ручку карандашом - ручку слева от пуговицы

- карандаш ручкой - ложку справа от вилки

- левым мизинцем правое ухо

- правым мизинцем нос

«Покажи на рисунках»

- где внучка бабушки - где мама дочки

- где бабушка внучки - где дочка мамы

- где хозяин собаки

- где собака хозяина

«Как правильно?»

- Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку?

- Заяц спрятался за куст или куст спрятался за зайца?

- Бабочка ловит девочку или девочка ловит бабочку?

«Ответь на вопросы»

Особую сложность представляет для детей понимание инвертированных конструкций, в которых порядок слов противоположен порядку действия)

- Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

- Света старше Вики. Кто моложе?

- Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?

- Мальчик бежит за собакой. Кто впереди?

- Колю ударил Егор. Кому больно?

- Вова ждёт Катю. Кто опоздал?

- Мама зовёт дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?

«Определи, что было раньше»

- Мы пошли гулять перед ужином.

Что мы сделали сначала, что потом?

- Папа убрал снег после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

«Трик-трак, это не так!»

- Светит солнце, потому что на улице тепло.

- Зима пришла, потому что река замёрзла.

- Я взяла зонт, потому что пошёл дождь.

«Путаница» - ошибки художника.

Специальных занятий, посвященных данной теме, не поводится. Отдельные упражнения включаются во все виды коррекционно-педагогического процесса. А для занятий по лексическим темам подобрана картотека логико-грамматических заданий.

В процесс работы по автоматизации и дифференциации звуков органично вписываются такие задания, как «Рассыпанные предложения» в картинках и без зрительной опоры.

Закрепляя произношение шипящих звуков, предлагаю ребенку не просто повторить фразу, а выбрать правильный вариант: «Кошка под шкафом» или «Шкаф под кошкой»? «Мошка ловит кошку» или «Кошка ловит мошку»? «Плюшка ела бабушку» или «Бабушка ела плюшку»? И т. п.

Активно использую Дидактическое пособие автора Елены Круогла «Читаю-понимаю» на автоматизацию звука Ш.

Прочитай. Выполни задание.

Паша, Маша и Миша строили башни.

Мишина башня ВЫШЕ Машиной башни.

А Пашина башня ВЫШЕ Мишиной башни.

Какая башня у Маши?

Логико-грамматические упражнения, включаемые в различные тематические занятия:

«Транспорт

Миша не плыл и не ехал.

Коля не ехал и не летел.

Максим не летел и не плыл.

Кто на чем передвигался?

«Насекомые»

Божья коровка села не на цветок

и не на листок.

Кузнечик – не на гриб и не на цветок.

Куда села бабочка?

«Новый год»

Компот украшал ёлку не шишками и не сосульками.

Карамелька – не шишками и не шариками.

Чем украшал ёлку Коржик?

«Зимующие птицы»

Голубь больше галки, но меньше вороны.

Кто больше всех? Кто меньше всех?

На рябине много птиц. Снегири сидят выше,

чем поползни, но ниже свиристелей.

Кто выше всех? Кто ниже всех?

«Дикие животные»

Лиса бежит за зайцем, а волк за лисой.

Кто бежит первым? Кто последним?

Специально подобранные игры, задания и упражнения, используемые в разных видах речевой деятельности, способствуют лучшему усвоению детьми с ОНР временных и пространственных представлений, пониманию сложных логико-грамматических конструкций, а значит, успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

2022г.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 мая 2022 в 11:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Галина Громова (УИ 2262053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД