Цуканова Наталия Александровна
Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлена актуальная в наши дни психолого-педагогическая проблема формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, словарь, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Публикация «Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Имеющиеся речевые нарушения воздействуют на формирование познавательной деятельности ребенка и уровень его общего развития. В дошкольном возрасте происходит формирование ребенка, наряду с этим, главнейшей предпосылкой развития речи становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности.
В первую очередь становление психического развития дошкольника зависит от уровня его речевого развития. Поэтому ведущая роль в развитии и компенсации речевых расстройств возложена на дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так как они являются начальной ступенью образования и воспитания дошкольников.
Общее недоразвитие речи- нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом. Данный термин был предложен Левиной Р. Е. и группой ученых в 50х-60х годах прошлого столетия. С точки зрения речевой патологии данное нарушение является наиболее распространенным.
Среди всех детей с речевыми нарушениями, дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40%. На рубеже 20-21 веков появилось достаточно много психолого-педагогических исследований, касающихся изучения особенностей психического и речевого развития детей рассматриваемой категории, а также разработка содержания коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи (В. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина).
Анализ литературы и исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что недостаточная сформированность когнитивных функций, нарушения познавательной деятельности негативно сказываются как на общем речевом развитии дошкольника, так и на отдельных его составляющих. У детей наблюдаются бедность и неточность словарного запаса, трудности его актуализации, значительное преобладание пассивного словаря над активным, нарушения фонетико-фонематической стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Вышеперечисленные особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к снижению успеваемости в процессе последующего школьного обучения.
Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, способность пользоваться им в конкретной ситуации.
В отличии от нормотипичных детей, у дошкольников с общим недоразвитием речи количественный и качественный объем пассивного и активного словаря существенно снижен. Дети рассматриваемой категории понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи и актуализация словаря вызывают у них значительные затруднения.
В своих работах А. М. Бордович выделила основные направления работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста :
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- постепенное снижение количества нелитературных слов и преобразование их в пассивный словарь.
В. И. Логинова предлагает следующие направления коррекционной работы по развитию лексического строя речи :
- расширение словаря путем знакомства ребенка с постепенно увеличивающимся блоком предметов и явлений;
- овладение словами на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками.
На основе вышеперечисленных направлений В. И. Логиновой была разработана система занятий. Основной целью которой является первичное ознакомление детей с предметами и явлениями, с их особенностями, а также введением элементарных понятий о предметах и явлениях.
Работа учителя-логопеда по данному направлению включает в себя: игры и упражнения, которые обеспечивают обогащение словаря и содержательной стороны отдельных слов.
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие особенности речевого развития: бедность и неточность словарного запаса, трудности его актуализации, значительное преобладание пассивного словаря над активным, нарушения фонетико-фонематической стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Все это существенно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности.
Исходя из этого, овладение лексическим строем речи считается необходимым условием интеллектуального становления, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 160 с.
3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников 88 (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
4. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.
5. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.
6. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных 92 классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.
7. Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис Пресс, 2008. – 224 с.