Елена Кузьмина
Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками их радостями. А порой неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание. Но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Публикация «Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая окружает его изо дня в день. В детском саду мы учим детей культуре поведения, общению друг с другом и со взрослыми. И вроде бы дети знают правила, как вести себя с товарищами и правила поведения в общественных местах, но выходя за пределы детского сада, дети поступают не всегда нравственно: ругаются, сквернословят, приходят на территорию детского сада – ломают деревья, рвут цветы.
Нужно подобрать литературу для себя по нравственному воспитанию, для родителей и для детей. Одновременно изучать психологические особенности детей среднего возраста. Выявить о психологических особенностях психологического развития детей среднего возраста. Индивидуально беседовать с родителями о поведении детей дома и в общественных местах тех детей, которые «шли» на конфликт. Составить перспективный примерный план для детей средней группы. Подобрать иллюстрации, дидактические игры. На родительском собрании познакомить родителей с планом своей работы, с задачами, которые надо будет вместе решать.
Разные методы и приемы использовать в своей работе. Научить детей использовать Вежливые слова, как добрая фея, дарит настроение и даже лечит людей. Много лет создавались правила людьми, цель которых – прививать чувства меры и красоты в поведении.
Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым. Важно говорить детям, чтобы они первыми здоровались со взрослыми, предложили стульчик. Разбирать с детьми ситуации: «Кто должен первым войти в группу – девочки или мальчики». Помогают в этом сюрпризные моменты с игрушками. Игрушки рассказывают о хороших поступках или, наоборот, о плохих поступках детей из другой группы и спрашивали – нет ли у них таких детей, которые совершают такие же плохие поступки?
Автор книги Л. Смирнова – Гангнус писала, что: «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы … с приветливо-живой сказки, которая должна войти в дом». Игра и сказка стали добрыми помощниками в воспитании детей. Дети охотно играют в разные игры, но предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых отражают то, что видят. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Детям нравится играть в настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Оцени поступок», «Буду делать хорошо и не буду плохо». Оценивая поступки других детей, дети учатся доброжелательному отношению друг к другу, уважению к окружающим. У детей развивается способность оценивать отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
Когда читаешь детям сказки, нужно учить детей различать добро и зло. Сказка показывает разные стороны жизни, обогащает эмоциональный мир дошкольника. При помощи сказки в доступной увлекательной форме знакомлю детей с простыми правилами этикета. Сказки помогают детям эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков. Беседовать по книгам о хороших и плохих поступках. Предлагать детям поставить себя на их место. Использовать такие произведения: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, ненецкую сказку «Кукушка». Провить с детьми этическую беседу по содержанию сказки: о заботливом отношении друг о друге. Вежливыми не рождаются, надо воспитывать ее с самого раннего возраста в семье, саду.
Воспитанный ребенок легко и быстро адаптируется в школе. Он легко пойдет на контакт со сверстниками и учителями.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы :
• Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. – 327с.
• Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. – М., 1996.– Т. 1.– С. 66.
• Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.
• Курочкина И. В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65
• Курочкина И. В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : Владос, 2003. – 224с.
• Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986. – 96с.
•Макаренко А. С. О воспитании. М., 1990.
• Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.