МААМ-картинки

Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Елена Кузьмина
Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками их радостями. А порой неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание. Но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Публикация «Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы» размещена в разделах

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая окружает его изо дня в день. В детском саду мы учим детей культуре поведения, общению друг с другом и со взрослыми. И вроде бы дети знают правила, как вести себя с товарищами и правила поведения в общественных местах, но выходя за пределы детского сада, дети поступают не всегда нравственно: ругаются, сквернословят, приходят на территорию детского сада – ломают деревья, рвут цветы.

Нужно подобрать литературу для себя по нравственному воспитанию, для родителей и для детей. Одновременно изучать психологические особенности детей среднего возраста. Выявить о психологических особенностях психологического развития детей среднего возраста. Индивидуально беседовать с родителями о поведении детей дома и в общественных местах тех детей, которые «шли» на конфликт. Составить перспективный примерный план для детей средней группы. Подобрать иллюстрации, дидактические игры. На родительском собрании познакомить родителей с планом своей работы, с задачами, которые надо будет вместе решать.

Разные методы и приемы использовать в своей работе. Научить детей использовать Вежливые слова, как добрая фея, дарит настроение и даже лечит людей. Много лет создавались правила людьми, цель которых – прививать чувства меры и красоты в поведении.

Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым. Важно говорить детям, чтобы они первыми здоровались со взрослыми, предложили стульчик. Разбирать с детьми ситуации: «Кто должен первым войти в группу – девочки или мальчики». Помогают в этом сюрпризные моменты с игрушками. Игрушки рассказывают о хороших поступках или, наоборот, о плохих поступках детей из другой группы и спрашивали – нет ли у них таких детей, которые совершают такие же плохие поступки?

Автор книги Л. Смирнова – Гангнус писала, что: «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы … с приветливо-живой сказки, которая должна войти в дом». Игра и сказка стали добрыми помощниками в воспитании детей. Дети охотно играют в разные игры, но предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых отражают то, что видят. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.

Детям нравится играть в настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Оцени поступок», «Буду делать хорошо и не буду плохо». Оценивая поступки других детей, дети учатся доброжелательному отношению друг к другу, уважению к окружающим. У детей развивается способность оценивать отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Когда читаешь детям сказки, нужно учить детей различать добро и зло. Сказка показывает разные стороны жизни, обогащает эмоциональный мир дошкольника. При помощи сказки в доступной увлекательной форме знакомлю детей с простыми правилами этикета. Сказки помогают детям эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков. Беседовать по книгам о хороших и плохих поступках. Предлагать детям поставить себя на их место. Использовать такие произведения: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, ненецкую сказку «Кукушка». Провить с детьми этическую беседу по содержанию сказки: о заботливом отношении друг о друге. Вежливыми не рождаются, надо воспитывать ее с самого раннего возраста в семье, саду.

Воспитанный ребенок легко и быстро адаптируется в школе. Он легко пойдет на контакт со сверстниками и учителями.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы :

• Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. – 327с.

• Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. – М., 1996.– Т. 1.– С. 66.

• Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.

• Курочкина И. В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65

• Курочкина И. В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : Владос, 2003. – 224с.

• Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986. – 96с.

•Макаренко А. С. О воспитании. М., 1990.

• Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Опубликовано: 24 октября 2022 в 10:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД