Скуратова Ольга
Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью конструктора Лего
▼ Скачать + Заказать документы
Основы обучения конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО
Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Успешное обучение зависит от умений взрослого. Поэтому, прежде чем начать обучать детей и использовать ЛЕГО на занятиях, необходимо самому попробовать в него поиграть в ознакомительных целях минимум 3 раза по 15 минут и тщательно отработать все игровые задания и приемы перед занятиями. Отсутствие умений и навыков работы с ЛЕГО-деталями приведет к потере времени и снижению интереса на занятиях у детей.
Публикация «Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью конструктора Лего» размещена в разделах
Взрослому необходимо помнить о том, что ЛЕГО-элементы позволяют создать обилие игровых ситуаций, которые должны в возможно большей степени использовать занимательного игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства.
Следует учитывать то, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если, кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.
Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, так как велико желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и с речевыми отклонениями, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.
Организуя игру с красивым конструктором, взрослый должен помнить и о красоте отношений: тактично вести беседу, активно пользоваться вежливыми словами, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у детей. Подобное поведение будет направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО можно использовать разнообразную систему работы:
– задания задает взрослый, выполняются они детьми;
– задания формулируются ребенком и выполняются детьми и взрослым;
– задания задают дети друг другу;
– задания задает педагог, их выполняют родитель с ребенком.
Методические приемы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО
Чтобы обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО было в подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктор ЛЕГО мог использоваться на занятиях, оно должно быть построено с учётом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а также особенностей его психического развития и имеющихся у него нарушений.
Используемые методические приемы определяются, с одной стороны, психическими особенностями, в частности мышления, дошкольников с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Преимущественно оно носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер у детей со сниженным интеллектом, а у детей, имеющих речевую патологию, находится на начальной стадии формирования словесно-логического мышления, и является более развитым у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
С другой стороны, приемы определяются уровнем развития речи детей. У детей с умственной отсталостью отмечается ярко выраженное недоразвитие речи, до полного ее отсутствия, вследствие недоразвития познавательных процессов. У детей с речевой патологией речевое нарушение является первичным и может вызывать нарушения, как в звукопроизношении, так и в лексико-грамматических компонентах языка. Это нарушает коммуникацию. Дети с нормальным интеллектуальным развитием не испытывают подобных проблем, но в программе детского сада с целью максимально возможного развития детей уделяется большое внимание развитию и формированию речи как в процессе деятельности, так и на занятиях.
Таким образом, выделились следующие необходимые действия:
– обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных взаимоотношений между ними относительно друг друга (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки из ЛЕГО-элементов;
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, взрослый может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, взрослый показывает, как скрепляются два кирпичика, и просит детей найти другие способы;
– предъявление речевого образца. В процессе обучения взрослый должен предъявлять детям образцы речевых высказываний (это важно для детей с речевой патологией и для
детей с отклонениями в умственном развитии);
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются взрослым, а потом – детьми;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.
Все перечисленные приемы направлены на развитие дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи взрослого, развития познавательной активности и перцептивных процессов. А для развития мышления, как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с перечисленными отклонениями в развитии, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы дети самостоятельно осуществляли подбор различных способов действий для выполнения задания.
Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью
При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталыми детьми взрослому необходимо учитывать следующее:
- задания, которые взрослый использует в процессе обучения, должны быть особо конкретными, непродолжительными, с частой сменой действий, вариантов заданий. Перед занятием необходимо четко продумывать выбор раздаточного и наглядного материала;
- речь взрослого должна быть четкой, спокойной, эмоциональной, опорные слова необходимо выделять голосом.
У детей возникает интерес к заданиям с использованием ЛЕГО-элементов. Они получают удовольствие от выполненной ими ЛЕГО-постройки, заинтересованы в получении хорошего результата, стремятся получить похвалу. Успешное скрепление ЛЕГО-деталей позволяет детям поверить в свои силы и возможности, так как они видят результат своей деятельности – красивые детали соединились в нечто еще более красивое.
Ознакомление с цветом вызывает трудности у некоторых детей : они путают цвета, плохо соотносят цвет с предметами окружающего мира. Повторение «слабыми» детьми ответов более «сильных» также приводит к ошибкам.
Но в процессе проведения занятий с ЛЕГО это преодолевается, если взрослый обращает внимание детей на ошибки.
При знакомстве с ЛЕГО-кирпичиками у детей появляются трудности, они плохо ориентируются и запоминают размеры деталей, из-за затруднений, вызванных счетными операциями, многим детям тяжело запомнить названия по количеству элементов скрепления. В случае сильных затруднений, на первом этапе, можно использовать такие обозначения самый маленький, средний, большой, самый большой. И постепенно вводить терминологию ЛЕГО.
При ознакомлении с формочками у детей возникает меньше трудностей. Они неплохо различают форму, однако при составлении ЛЕГО-словаря дают однотипные ответы.
Активизация речи и воображения детей происходит, если взрослый предлагает им подумать и сказать по-другому: «Придумайте другое название. Подумайте, на что еще похоже».
Задания на классификацию деталей вызывают определенные трудности у детей, поэтому в процессе обучения необходимо использовать небольшое количество элементов (до 3-5 каждого вида) и небольшой диапазон форм (не более четырех).
Взрослому необходимо доступно объяснить задание, с называнием элементов скреплений ЛЕГО-деталей. Используются те же приемы, что и при работе с детьми с речевой патологией.
Дети хорошо воспринимают задания на разнообразные варианты скреплений ЛЕГО-элементов. Стараются попробовать как можно больше способов соединения; когда их возможности истощаются, взрослый показывает новый вариант и просит детей подумать, как еще можно скрепить детали.
Взрослый должен сделать акцент на активизации речи детей, широко использовать заранее заготовленные речевые конструкции, метод вопросов – ответов, словесные инструкции. При этом необходимо, чтобы дети в ответах пользовались ЛЕГО-словарем, использовали названия скреплений и т. д. Большинство детей достаточно быстро усваивают это и активно начинают включать в свою речь.
При составлении детьми рассказов о ЛЕГО-постройке у них возникают определенные трудности, дети зачастую «соскальзывают» с предварительного замысла, не могут определить этапов постройки, рассказать о ней.
По ходу создания построек взрослый организует общение, побуждая детей активнее отвечать на вопросы, чтобы они высказывались самостоятельно. Подобные беседы не следует затягивать слишком долго.
В определенной степени дети овладевают навыками и умениями, которые необходимы для успешной конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО. Однако общий уровень их
деятельности остается все-таки низким из-за целого ряда причин, среди которых выделяют следующие: они недостаточно хорошо ориентируются в цвете, величине и форме ЛЕГО-деталей, тяжело воспринимают пространственные свойства объектов, расположения элементов и т. д. Поэтому многие задания, которые были использованы в пропедевтический период, целесообразно повторять как элементы на уроках и во внеурочное время.