Людмила Голишева
Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Способность человека конструктивно мыслить делает его способным быстро находить выход из сложных жизненных ситуаций, приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. А. Р. Лурия, изучая влияние конструктивной деятельности детей, пришел к выводу о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяют характер его познавательной деятельности.
Публикация «Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Общепризнано, что при нормальном развитии ребенка расцвет его игровой деятельности приходится на дошкольное детство, когда она выступает в роли ведущей. У детей, воспитывающихся в семье, этот культурный опыт передается через общение со старшими братьями и сестрами, игры со взрослыми, контакты с детьми разных возрастов во дворе, чтение и обсуждение книг с родителями, совместные просмотры телевизионных передач, мультфильмов. У воспитанников дошкольного возраста, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина, многие из этих каналов передачи культурного опыта перекрыты, развитие игровой деятельности находится на уровне простейших игр – манипуляций, дети не умеют играть ни друг с другом, ни в коллективе. Помимо этого, у вновь поступающих воспитанников, большинство из которых имеют ограниченные возможности здоровья, отмечаются сниженная познавательная активность, нарушенная эмоционально - волевая сфера, наблюдаются быстрая утомляемость и повышенная тревожность, присутствуют агрессивность (как защитная реакция, слабо сформированы навыки саморегуляции и правильного поведения.
В задачи педагогических работников, в условиях центра содействия семейному воспитанию, входит комплексная реабилитация и абилитация воспитанников, в том числе с ОВЗ, максимальное развитие каждого ребенка, подготовка к передаче его на семейные формы жизнеустройтства, а также подготовка дошкольников к обучению в общеобразовательной школе.
Каждый ребенок любит и хочет играть. Обучая дошкольников игре, педагог поддерживает, развивает и воспитывает естественное для этого возраста желание узнать как можно больше интересного, исследовать мир вокруг себя и себя в этом мире.
Педагоги ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина широко используют в своей педагогической практике ЛЕГО – технологии. Одной из них является конструктивно- игровая деятельность, составляющая чередование практических и умственных действий воспитанника, способная воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающая в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющая быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем знаниям, умениям и навыкам, которые должен освоить воспитанник дошкольного возраста, в том числе ребенок с ОВЗ.
На занятиях по ЛЕГО – конструированию дети учатся быстро распределять роли между собой, появляются «генераторы» идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Педагог дает возможность каждому ученику быть изобретателем и творцом. Играя с ЛЕГО – человечками, пытаясь представить себе, кто эти человечки и что они чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и собственную личность. Манипулируя с яркими деталями ЛЕГО, дети ощущают себя в волшебном мире игры, овладевают
умением работать самостоятельно и в группе, оказывать помощь товарищу.
Каждое занятие по ЛЕГО – конструированию начинается с психологического настроя воспитанников на совместную работу. Это «Минуты вхождения в игру» :
1. «Улыбка».
Начинается новое занятие. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Свете, Еве, Роберту, Мише … (Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их работу на предыдущем занятии).
А что вы хотите пожелать мне?
Вздохните глубоко и со вздохом забудьте все неприятное, что с вами произошло с утра: обиду, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. «Руки».
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
За что ты, Миша, любишь свои руки? Света, а ты любишь свои руки? … (Педагог опрашивает каждого ребенка).
Какие добрые и умные у вас руки!
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И, скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам сегодня на занятии добрыми помощниками.
3. «Погода».
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться!
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется!
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
4. «Игра».
Дети, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете, а других сторонитесь, не желая с ними играть?
Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра».
Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун – забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями!
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится!
Сегодня вас ждет много игр с друзьями и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести это ЛЕГО – занятие. Удачи вам!
В процессе занятий ЛЕГО-конструированием необходимо периодически проводить мониторинг по следующим аспектам:
• Активность на занятиях (стабильна /не стабильна);
• Выдвижение собственных идей воспитанником (да/нет, не всегда проявляется);
• Старательность на занятиях (да/нет);
• Коммуникабельность на занятиях (да/нет);
• Индивидуальная работа (да/нет);
• Состояние удовлетворенности от занятий ЛЕГО (прослеживается заинтересованность, уверенность в собственных силах, ребенок чувствует успешность в своей работе или нет).
Анализ данных, полученных в результате таких диагностических мероприятий, позволит педагогам скорректировать индивидуальную работу с каждым воспитанником.
В нашем учреждении ведется работа по сбору развивающего материала для Сборника «Развитие познавательных способностей воспитанников дошкольного возраста с использованием ЛЕГО – конструирования». Альбом содержит более 100 заданий, дидактических игр, упражнений с использованием тематических наборов ЛЕГО ДУПЛО и конструкторов ЛЕГО, которые позволяют педагогу успешно развивать такие интеллектуальные процессы, как восприятие, память, внимание, мышление. Это своеобразное методическое пособие, его можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с воспитанниками дошкольного возраста. (Приложение № 1).
Используемые в педагогической практике различные задания, дидактические игры и упражнения по развитию познавательных процессов с использованием ЛЕГО – конструирования, помогают педагогам выявить степень развития познавательных способностей дошкольников.
Детям настолько нравятся занятия по ЛЕГО – конструированию, что никогда не возникает необходимость тратить время на организацию занятия, установление порядка и дисциплины.
Красочные ЛЕГО – детали делают занятия более увлекательными, эмоционально приятными, а, следовательно, и более эффективными. В работах воспитанников присутствуют сказочность, удивление и радость. Педагоги ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина отмечают, что использование в работе с воспитанниками дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ ЛЕГО - технологии позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы:
1. Безруких М. М. Проблемные дети. – М. : Изд – во УРАО, 2000.
2. Доронькина С. Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO [Электронный ресурс],- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-posredstvom-konstruktora-lego.html.
3. Конструируем : играем и учимся ЛЕГО ДАКТА/ Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО – педагогики, ИНТ. М., 1997.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2003.
5. Метенова Н. М. Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. – Ярославль: ЯрПК, 2000.
6. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2017.