Получи документы

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи

Лариса Ананьева
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование игр по развитию речи.

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Это наиболее сензитивный период для развития речи.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи» размещена в разделах

Развитие речи в этом периоде осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослым. Поэтому необходимо всю жизнь малышей сопровождать речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментарием происходящего. Развивая речь, следует заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Желательно, чтобы то, о чем говорят с ребенком, он слышал своими ушами, видел своими глазами и по-возможности ощущал своими руками. Ведь основной принцип развития речи детей этого возраста – взаимосвязь слова и наглядно-практических действий.

Игра, наиболее соответствующая данному возрасту, форма обучения. Организуя игры, взрослый имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные им сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему передать.

Речевые игры и упражнения – одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом. В играх создается наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям.

В организации игр велика роль взрослого, который определяет задачи.

Основными задачами речевых игр являются:

-развитие речи как средства общения;

-формирование интереса к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми;

-поддерживание стремления к активности, позиции «Я сам», поощрение стремления ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.

Организуя игры необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей. В этом возрасте индивидуальные различия могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать при выборе тематики игр, их содержания и длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

В период с двух до трех лет совершенствуются все стороны речи. Увеличивается словарный запас. Если в два года он в среднем составляет 270 слов, то в два с половиной – уже 400-450 и в три – 800-900, а у хорошо развитых детей до1000 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. «Ощущения и восприятия» – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Поэтому работа по формированию словаря тесно связана с работой по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим). Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократное повторение его в сочетании с уже известными словами.

Игры на формирование словаря.

1. Игры с куклой: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Научим куклу раздеваться», «Устроим кукле комнату».

В книге «Играем с малышами» Г. Г. Григорьевой игры с куклой объединены одним названием «Это что и для чего», меняются лишь предметы.

2. Настольно-печатные игры: «Лото» (животные, игрушки и др., «Чей домик», «Чей малыш», игры на цвет по типу «Подбери по цвету» («Посади бабочку на цветок», «Найди свою морковку» и т. д., «Кто что делает», «Большой - маленький».

3. «Кого не стало», «Узнай и назови», «Найди и назови», «Кому что нужно».

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи.

После двух лет у детей совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, иногда даже искажаются, то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. У большинства детей третьего года жизни движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Эти несовершенства не следует считать отклонением от нормы, они физиологически вполне оправданы и закономерны. Но, разумеется, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, так как именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом особой усталости, и тем самым упражнять и укреплять свой речевой аппарат.

Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Упражнения на произнесение одного звука: «У Ляли болят зубы», «Паровоз», «Лошадка»; упражнения на произношение звукоподражаний: «Песня - песенка», «Кто как кричит» (на примере одного животного или нескольких, «Паровоз», «Пароход».

Важной предпосылкой формирования правильного произношения является хорошо развитое слуховое восприятие. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Необходимо, чтобы ребенок овладел умением слышать и различать звуки и звукоподражания. В играх ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Игры на развитие слухового восприятия и слухового внимания.

«Солнце или дождик», «Угадай что звучит», «Отгадай кто к нам пришел?»

Ребенка надо научить не только четко и правильно произносить звуки в словах, но и говорить достаточно громко. На третьем году жизни ребенка его голосовой аппарат, как правило, бывает еще недостаточно окрепшим. Довольно часто дети говорят тихо, или не умеют говорить шепотом. Для развития голосового аппарата применяются упражнения на произнесение звуков или звукосочетаний с различной громкостью.

У ребенка данного возраста воспитывают умение пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается путем личного примера, напоминаниями о том, что надо говорить не спеша. Однако смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Поэтому уже в первой младшей группе детей следует научить говорить и быстро и медленно. С этой целью ребенку предлагают произнести звукосочетание или отдельное слово с различной скоростью.

Игры на развитие интонационной выразительности речи.

Цель: развивать голосовой аппарат, побуждая произносить звуки и звукосочетания с разной громкостью, в разном темпе.

«Не разбуди Катю», «Громко - тихо», «Барабан», «Молоточек»,

«Птица и птенчики».

Воспитывая у детей умения менять громкость голоса, темп речи, мы тем самым подготавливаем их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности речи, развиваем речевой слух.

Правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов обеспечивается хорошо поставленным речевым дыханием. Известно, что звуки произносятся на выдохе. В процессе речи вдох совершается быстро, а выдох значительно удлиняется и производится через ротовую полость. Маленькие дети в процессе речи не умеют рационально расходовать воздух. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему подуть на какой-нибудь легкий предмет (ватка, бабочка из бумаги, платочек и т. д.). Необходимо следить, чтобы вдох ребенок делал, не поднимая плеч, а выдох производил непрерывно. Кроме этого можно дать упражнение на протяжное и длительное произнесение звуков.

Игры на развитие речевого дыхания.

Цель: развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, формировать речевое дыхание.

«Водичка», «Пузырь», «Снежинки», «Мы подуем высоко», «Теплое и холодное дыхание» и др. (можно посмотреть в книге Д. Н. Колдиной «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» и в книгах А. С. Галанова «Игры, которые лечат», «Физическое и психическое развитие ребенка от одного года до трех лет»).

Малыши обычно перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Поэтому, речь взрослого должна быть неторопливой и четкой, эмоционально окрашенной.

Проводя игры, следует обратить внимание на эстетичность материалов и пособий, предлагаемых детям. Большое значение имеют также приветливые и веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста». Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Малыш.

«Эффективное использование дидактических игр с детьми раннего возраста» Эффективное использование дидактических игр с детьми раннего возраста. Особый вариант педагогического общения представляют дидактические.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр» Инновационный педагогический опыт воспитателя Плешаковой Т. М. тема педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением.

Использование музыкальных игр и танцев в развитии коммуникативных навыков детей. Происхождение коммуникативных танцы-игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру» Мастер класс Тема: 1) Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру 2) Свое вступление я хочу начать со слов.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 07:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ананьева (УИ 403900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД