Евгения Зимина
Формирование коммуникативных навыков через логопедические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных навыков
через логопедические игры
У детей с нарушениями речи коммуникативная функция имеет свои особенности:
Бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточноть глагольного словаря, дефекты звукопроизношения, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются:
• Снижение потребности в общении.
• Несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая,
• Особенности поведения,
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
• Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации, негативизм.
Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во многих видах деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности.
У большинства старших дошкольников (5-6лет) с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, предпочитаемый вид коммуникации – общение со взрослым на фоне игровой деятельности.
Одной из задач коррекционно-речевой работы с дошкольниками является социально-коммуникативное развитие детей, которое происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Именно игра, согласно ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребенка.
Игры на развитие коммуникативных навыков
«Зеркало движений»
Один ребенок – зеркало, все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» показывает или подробно рассказывает какие действия должны быть выполнены (отражены). Дети могут становится «зеркалом» по очереди (по цепочке).
Комментарий: на первом этапе «зеркалу» легче показывать движения. После этого педагогу с детьми лучше рассказать о том, что они делали. И на втором этапе «зеркалу» будет легче объяснить игрокам, что нужно делать.
Используем невербальные способы общения в игре
«Как говорят части тела»
Педагог дает ребенку разные задания. Покажи:
-как говорят плечи «Я не знаю»;
-как говорит палец «Иди сюда»;
-как ноги капризного ребенка говорят «Я хочу!» «Дай мне!»;
-как говорит голова «Да», «Нет»;
- как говорит рука «Садись!», «Повернись»,«До свидания!».
Остальные дети должны отгадать какие задания давал педагог.
«Ласковое имя»
Эту игру можно использовать как организационный момент или динамическую паузу в любой образовательной деятельности.
Дети стоят в кругу. Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мяч и при этом называть ласковым именем соседа, стоящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. теперь ласковым именем назвать соседа слева).
«Приветствие»
Дети могут сидеть или стоять в кругу. Передавать мяч, игрушку или использовать жесты. Педагог предлагает детям, глядя на соседа поприветствовать его словами, которые можно сказать при встрече, при этом, называя соседа ласковым именем.
(привет Анечка, рад видеть тебя Настенька, здравствуй Ванечка, добрый день, вечер).
«Путешествие»
Автоматизируя в речи звуки, мы часто отправляемся в путешествие. Мною изготовлен лэпбук «В гости к букве Р».
В нем есть игра, в которой ребенок, проезжая по дороге, приветствует всех кто встречается на его пути, стараясь подобрать разные приветствия (привет Буратино, здравствуйте крокодил Гена и Чебурашка, доброе утро Крот,, в конце путешествия здоровается с буквой Р, поздравляет ее с днем рождения, и дарит подарок.
«Кто едет в поезде?»
Закрепляя поставленные звуки, мы учимся составлять предложение и задавать друг другу вопросы. Играют педагог и ребенок или дети в паре. Подбирают пассажиров, в названиях которых есть звук, например Р, потом играющие выбирают себе вагон, становятся проводниками и рассказывают, называя цвет вагона, кто едет в его вагоне и какой по счету:
-В моем оранжевом вагоне первым едет жираф. А у тебя?
-Партнер отвечает: В моем красном вагоне первым едет носорог.
-В моем оранжевом вагоне вторым едет кенгуру. А у тебя?
-В моем красном вагоне второй рысь.
-В моем оранжевом вагоне третьим едет рак. А у тебя?
- В моем красном вагоне третьим едет грач.
Потом игроки меняются вагонами и игра повторяется (вопрос «А у тебя?» задает уже другой ребенок).
Учимся строить свои высказывания в игре «Измени предложение»
Игра с мячом или игрушкой.
Вариант 1. «Ответь на вопрос что ты делала (ал?»Педагог кидает мяч и говорит: скакать на скакалке. Ребенок отвечает: Я скакала на скакалке. Плыть на лодке. – Я плыл на лодке.
Вариант 2. «Ответь на вопрос что вы делали с. (называется игрушка?». Педагог кидает игрушку, например Бараша и говорит: Подарить подарок Крошу. Что вы делали? Ребенок отвечает: Мы с Барашем подарили подарок Крошу (автоматизация звука Р).
Кидает Нюшу: Кушать плюшки. Что вы делали? Ребенок отвечает: Мы с Нюшей кушали плюшки (автоматизация звука Ш).
Вариант 3. «Ответь на вопрос что вы делали с другом?». Играет педагог и двое детей. Педагог кидает мяч ребенку, например Лене, и говорит: Ходить в лес. Лена называет имя второго ребенка, изменяет предложение: Мы с Колей ходили в лес. Педагог кидает мяч Коле и говорит: Лететь на самолете. Коля отвечает: Мы с Леной летели на самолете.
Для формирования коммуникативных навыков эффективны игры в командах.
«Живое предложение»
Педагог каждой команде дает задание составить предложение и предлагает слова. Каждый ребенок себе слово, которое он будет обозначать, Дети договариваются в каком порядке надо встать, чтобы получилось правильное предложение. Побеждает та команда, игроки которой быстрее «выстроятся в предложение». На первых этапах лучше использовать наглядность (предметные картинки, карточка-слово, схемы предлогов). Например: Собака спит на коврике.
Учимся аргументировать свой ответ в игре «О чем я сказала?»
Педагог обращается к детям: «Послушайте, что я скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. О чем я сейчас сказала?» Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручей, вода из крана могут бежать». Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Летит облако. Летит самолет. Летит птица. Ножка у стула. Ножка у мебели. Ножка у гриба.
«Столько, сколько»
Эту игру можно использовать как динамическую паузу в любой образовательной деятельности и адаптировать к любой лексической теме.
Выбирается ведущий, он называет слово, например дикое животное «лось» и предлагает действие (хлопки). Дети хором произносят: «Хлопнем столько раз сколько - сколько лосей у нас». Ведущий кидает кубик. Дети хлопают столько раз, сколько точек выпадает на кубике и при этом произносят: «Один лось, два лося…пять лосей». Далее ведущий отдает кубик другому игроку, который предлагает слово и действие.
Для того чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение эффективно применять демократический стиль коммуникации, становясь равным участником во всех играх.
Постоянная, систематическая работа с детьми по формированию коммуникативных навыков способствует развитию у детей таких индивидуально-личностных качеств, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие их такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. У детей формируется способность совместно принимать решение и следовать их выполнению.