Ольга Бикбаева
Формирование коммуникативной культуры средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами
игровых технологий
Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития. Сегодня как никогда стоит задача воспитания высокообразованного, хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Публикация «Формирование коммуникативной культуры средствами игровых технологий» размещена в разделах
Ребенок становится человеком только в общении со сверстниками и взрослыми. Общение помогает включиться в инкультурацию и социализацию, стать представителем своего народа и культуры. Ребёнок учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Отсутствие четких представлений о социальных законах, человеческого общежития осложняют овладение детьми навыками коммуникативной культуры.
Перед педагогом становится задача найти средства социально-культурного воспитания. Это связано с разработкой и внедрением различных технологий, которые помогут ребёнку познать мир с помощью привычный для него форм деятельности.
Общепризнанным является факт, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста является игра (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин). В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эмоции, дисциплинированность.
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ добывания и усвоения общественного опыта. Особо следует отметить, что в работе с дошкольниками игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на процесс формирования коммуникативной культуры.
Концептуальное осмысление коммуникативной культуры базируется на исследованиях педагогов, психологов, социологов, философов, посвященных изучению разных слагаемых культуры личности. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке понятия «коммуникативная культура» : методологический (Е. В. Бондаревская, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др., мировоззренческий (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др., психологический (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Зимняя, И. Б. Котова, А. А. Леонтьев, Е. И. Рогов, Ю. А. Шерковин и др., социологический (Т. М. Дридзе, С. И. Самыгин, А. А, Реан, Е. В. Руденский и др., лингвистический (Б. Н. Головин, Н. Н. Кохтерев, А. К. Михальская и др., адаптивный (В. Т. Ащепков, Г. М. Якушева и др., духовный (А. И. Солженицын, Э. В. Соколов и др., что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из различных областей.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или определённого материала; в качестве занятия или его части, для формирования определённых качеств ребёнка.
Игровая педагогическая технология – организация образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Деятельность педагога заключается в:
- отборе, разработке и подготовке игр;
- включении детей в игровую деятельность;
- осуществлении самой игры;
- подведении итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.
Виды педагогических игр разнообразны.
Они могут различаться:
- по виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные;
- по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие;
- по характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода;
- по содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические;
- по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Игровые занятия всегда проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, у ребёнка появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности, развивается коммуникативные возможности ребёнка.
Выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей. Дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, скрытый игровой задачей. Так происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые.
Принципы организации игры:
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий;
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно. Развитие игровой ситуации основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы, наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; окончание игры это анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Практическая значимость опыта работы над проблемой заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс различные модели игровых технологий для формирования коммуникативной культуры дошкольников.
Полученные данные и разработанные практические материалы позволяют эффективно применять игровые технологии в формировании коммуникативной культуры дошкольников и служить основой совершенствования процесса формирования культуры личности в целом.
Практико-ориентированные материалы могут использоваться в деятельности педагогов, руководителей образовательных учреждений, специалистов социально-культурной сферы в работе с детьми и родителями по проблеме формировании коммуникативной культуры.