Антонюшенкова Вера Евгеньевна
Формирование КГН и навыков самообслуживания у младших дошкольников. Обзор теоретических материалов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие и сущность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Для изучения формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста представляется целесообразным, прежде всего, обратиться к определению непосредственно понятий «культурно-гигиенические навыки» и «навыки самообслуживания».
Культурно-гигиенические навыки - это «доведённое до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах» [9,54].
Публикация «Формирование КГН и навыков самообслуживания у младших дошкольников, Обзор теоретических материалов» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Культурно-гигиенические навыки детей – это «навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми» [15,119].
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков «идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка, «вхождения» его в мир взрослых» [9,55].
Как полагают Н. И. Авсюкевич и И. А. Башкатова «с раннего возраста детям необходимо объяснить, что с соблюдением правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связно с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во вовремя еды, аккуратно есть, тщательно бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться стоговыми приборами, салфеткой, учат тому, что и как едят, знакомят с разновидностями посуды, учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сортированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик» [1,901].
Согласно исследованиям Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, «культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:
1) Культуру еды - умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
2) Необходимость опрятности - это содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни» [17,45].
Навыки самообслуживания — это «умения поддерживать гигиену и выполнять элементарные процедуры по уходу за собой» [9,74].
Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка: «дошкольники, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя комфортно в коллективе, у них больше времени для общения и контакта со сверстниками» [16,85].
Освоение культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания дает возможность ребенку сравнить себя с другими детьми. Так, через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки и самоконтроля. При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание ребенка.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания направлены на самого ребенка : «выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом : лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у дошкольника формируется потребность в чистоте и опрятности» [1,902].
Таким образом, можно прийти к выводу, что культурно-гигиенические навыки детей – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Навыки самообслуживания - это умения поддерживать гигиену и выполнять элементарные процедуры по уходу за собой.
2. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
[/b]
Для начального формирования культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания сензитивный период приходится на младший дошкольный возраст. В этом возрасте при формировании рассматриваемых навыков осуществляется не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. [6,73]
В детском саду у детей воспитываются такие навыки самообслуживания, как навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка вокруг себя, культуры поведения во время приема пищи, взаимоотношений друг с другом. Как полагают Т. А. Анахина и С. Н. Васильева «устойчивость их зависит от условия и своевременности начала этой работы, последовательности данных упражнений и, конечно, эмоционального отношения ребенка к происходящему. Сложность данного процесса заключается в том, что при формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учить не только тому, что приятно ребенку, но и тому, что особого восторга не вызывает. Особое внимание в данном случае необходимо уделять формированию нового навыка тогда, когда у ребенка появляются новые вещи или новые обязанности. При постоянном повторении в определенных условиях происходит переход навыка в привычку, которая обеспечивает сам факт существования данного действия. Привычка, приобретенная ребенком в детстве, становится уже природным свойством» [4,678].
По мере овладения «культурно-гигиенические навыки обобщаются, отделяются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребенок воспроизводит бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и постоянно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своему сыночку?».
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки насыщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся оценкой усвоения культурно-гигиенических навыков» [14,16].
Необходимо отметить, что культурно-гигиенические навыки лежат в основе простейшего вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Игровые приемы позволяют воспитателям, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно воздействовать на ребенка. Они очень эффективны в воспитании младших дошкольников и помогают упрочнить имеющиеся навыки.
Е. К. Бердникова отмечает, что «после того как ребенок научился надевать трусики, маячку, колготки, туфли он начинает овладевать последовательностью одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания т. д., т. е. происходит увеличение количества действии, когда воспитанник работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом ребенок переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, а также за порядком» [5,249].
Для детей младшего дошкольного возраста очень важным является «мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить словами, какие действия они будут совершать, и в какой последовательности, дошкольники ещё не могут. Им проще перечислить предметы, которые необходимы для данного процесса, например, для умывания – полотенце. вода и мыло. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый» [5,249].
Широко используются в ДОУ для овладения младшими дошкольниками культурно-гигиенических навыков художественные произведения, народный фольклор (потешки, пословицы, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Благодаря художественным произведениям, дети лучше запоминают свои действия.
Сказки и литературные сюжеты («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.) позволяют младшему дошкольнику глубже понять окружающий мир. На основе литературных сюжетов и сказок можно разыгрывать с детьми сценки, распределяя между ними роли. Как полагают Т. А. Анахина и С. Н. Васильева «использование художественных произведений, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Ребята воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им стихи, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т. д.» [4,679].
Младший дошкольник приобретает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания в общении с воспитателем и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, которые ребенок приобретает в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавая ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Правила гигиены и требования к их выполнению должны совпадать в детском саду и дома.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста - сложная задача, которая требует последовательности в решении. Для того чтобы достичь положительного результата в решении данной задачи, необходимо формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна быть включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством использования художественного слова, рассматривания иллюстраций, игр и игровых упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авсюкевич, Н. И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности / Н. И. Авсюкевич, И. А. Башкатова // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). - с. 901-903.
2. Андреева, Н. В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Андреева, А. Н. Ибо, И. Н. Репина, Ю. А. Яцуценко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - с. 4-6.
3. Андреева, Е. П. Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста / Е. П. Андреева, М. К. Мойся. // Молодой ученый. - 2016. - № 9.3 (113.3). - с. 1-2.
4. Анахина, Т. А. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - с. 678-681.
5. Бердникова, Е. К. Особенности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста / Е. К. Бердникова // Молодой ученый. - 2019. - № 16 (254). - с. 249-251.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - Москва: Эксмо, 2015. -512 с.
7. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 465 с.
8. Гогоберидзе, А. Г. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 592 с.
9. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. - Москва: Юрайт, 2023. – 183 с.
10. Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - с. 21-23.
11. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - Москва: Юрайт, 2023. – 202 с.
12. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 352 с.
13. Развивающая предметная среда в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / сост. С. Л. Новоселова. - Москва: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, Московский департамент образования, 2015. - 200 c.
14. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - с. 15–24.
15. Теоретические основы дошкольного образования : учебник / под ред. Н. В. Микляевой. - Москва: Юрайт, 2015. - 496 с.
16. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник. - Москва: Академия, 2013. - 336 с.
17. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: учебное пособие / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина - Москва. : ВЛАДОС, 2015. - 291 с.
18. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - Москва: Просвещение, 2015. - 328 с.