Марина Леонидовна Кочетова
Формирование исследовательских способностей путем опытов с растениями. Перспективный план
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
часть 1
СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 1 «Росток»
Цель.
Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе,понять их значение для всего живого.
Материалы. Лоток любой формы, песок, глина,перегнившие листья.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины иперегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего
растения (овощ или цветок). Полейте водой ипоставьте в теплое место.
Публикация «Формирование исследовательских способностей путем опытов с растениями, Перспективный план» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом,и через некоторое время у вас появится росток.
СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 2 «Песок»
Цель.
Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте егов лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотритеформу песчинок. Она может быть разной;расскажите детям, что в пустыне она имеетформу ромба. Пусть каждый ребенок возьмет вруки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бываютразной формы.
СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 3 «Песчаный конус»
Цель.
Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка ивыпустите его струйкой так, чтобы он падал водно место. Постепенно в месте паденияобразуется конус, растущий в высоту изанимающий все большую площадь у основания.
Если долго сыпать песок, то в одном месте, то вдругом возникают сплывы; движение пескапохоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 4 «Рассеянный песок»
Цель.
Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок,лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песокчерез сито. Погрузите без надавливания в песок
карандаш. Положите на поверхность пескакакой-нибудь тяжелый предмет (например,ключ). Обратите внимание на глубину следа,оставшегося от предмета на песке. А теперьвстряхните лоток. Проделайте с ключом и
карандашом аналогичные действия. Внабросанный песок карандаш погрузитсяпримерно вдвое глубже, чем в рассеянный.
Отпечаток тяжелого предмета будет заметноболее отчетливым на набросанном песке, чем нарассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Этосвойство хорошо известно строителям.
ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 1 «Своды и тоннели»
Цель.
Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок,не раздавливаются им, а выбираются целыми иневредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть большекарандаша, склеенная из тонкой бумаги,карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем пескомтак, чтобы концы трубочки выступали наружу.
Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочкаосталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительныесводы, поэтому насекомые, попавшие в песок,остаются невредимыми.
ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 2 «Мокрый песок»
Цель.
Познакомить детей со свойствами мокрогопеска.
Материалы. Мокрый песок, формочки дляпеска.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь ипопробовать сыпать струйкой, но он будетпадать с ладони кусками. Формочки для песказаполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой изладони, затон может принимать любую нужнуюне форму, пока не высохнет. Когда песокнамокает, воздух между гранями песчинокисчезает, мокрые грани слипаются друг сдругом.
ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 3 «Свойства воды»
Цель.
Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса,цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудовразной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формыналить воды и показать детям, что водапринимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает формутого сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар,ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкусавода. После этого дать детям попробоватьпростую кипяченую воду. Затем положите водин стакан соль. В другой сахар, размешайте идайте попробовать детям. Какой вкус теперь
приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкустого вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стаканводы с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода?
После ответов попросите их понюхать воду встаканах с растворами (сахара и соли). Затемкапните в один из стаканов (но так, чтобы детине видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнетвода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет темвеществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой,кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положитькристаллики разных цветов в стаканы с водой иразмешать, чтобы они растворились. Какогоцвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет тоговещества, которое в нее добавлено.
ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 4 «Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойствомводы.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстрораспускающихся деревьев, сосуд с водой,этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на негоэтикетку «Живая вода». Вместе с детьмирассмотрите веточки. После этого поставьтеветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки
тополя, они пустят корни. Итог. Одно из важных свойств воды – давать
жизнь всему живому.
НОЯБРЬ. ОПЫТ № 1 «Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды изжидкого в газообразное состояние и обратно вжидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышкадля сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосудкрышкой и покажите, как сконденсированныйпар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкогосостояния переходит в газообразное, а приостывание из газообразного обратно в жидкое.
НОЯБРЬ. ОПЫТ № 2 «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависитот температуры воздуха и находится в трехсостояниях: жидком – вода; твердом – снег,
лед; газообразном – пар.
Ход: 1) Если на улице тепло, то воданаходится в жидком состоянии. Если на
улице минусовая температура, то водапереходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
2) Если налить воду на блюдце, точерез несколько дней вода испарится, она
перешла в газообразное состояние.
НОЯБРЬ. ОПЫТ № 3 «Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, коркиапельсин и т. д.
Процесс. Возьмите ароматизированныесалфетки, корки апельсин и т. д. и предложитедетям последовательно почувствовать запахи,распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определеннойформы, распространяется во всех направленияхи не имеет собственного запаха.
НОЯБРЬ. ОПЫТ № 4 «Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей сосвойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячейводой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовуюбутылку в холодильник. Когда она достаточноохладится, наденьте на ее горлышко не надутыйшарик. Затем поставьте бутылку в миску сгорячей водой. Понаблюдайте за тем, как шариксам станет надуваться. Это происходит потому,что воздух при нагревании расширяется. Теперьопять поставьте бутылку в холодильник. Шарикпри этом спустится, так как воздух приохлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а приохлаждении – сжимается.
ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 1 «Воздух расширяется»
Цель:Продемонстрировать, как воздух расширяетсяпри нагревании и выталкивает воду изсосуда (самодельный термометр).
Ход: Рассмотреть "термометр", как онработает, его устройство (бутылочка,
трубочка и пробка). Изготовить модельтермометра с помощью взрослого.
Проделать шилом отверстие в пробке,вставить ее в бутылочку. Затем набратькаплю подкрашенной воды в трубочку ивоткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагретьбутылочку в руках, капля воды подниметсявверх.
ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 2 «Вода при замерзании расширяется»
Цель:Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитныесвойства снега. Доказать, что вода призамерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры.
Одну закопать в снег, другую оставить наповерхности. Что произошло с водой?Почему в снегу вода не замерзла? Вывод: В снегу вода не замерзает, потому чтоснег сохраняет тепло, на поверхностипревратилась в лед. Если банка илибутылка, где вода превратилась в лед,лопнет, то сделать вывод, что вода призамерзании расширяется.
ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 3 «Жизненный цикл мушек»
Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.
Материалы. Банан, литровая банка, нейлоновый чулок,
аптечная резинка (колечком).
Процесс. Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневнопроверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушкидрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и
завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня,а по истечении этого срока отпустите их всех. Сновазакройте банку чулком. В течение двух недельнаблюдайте за банкой.
Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих подну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, вконце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекаетзапах спелых фруктов. Они откладывают на фруктахяйца, из которых развиваются личинки и потомобразуются куколки. Куколки похожи на коконы, вкоторые превращаются гусеницы. На последней стадии
из куколки выходит взрослая мушка, и циклповторяется снова.
ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 4 «Почему, кажется, что звезды движутся по
кругу»
Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок,карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленькихточек. Проткните круг по центру карандашом иоставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав
карандаш между ладоней, быстро крутите его.
Итоги. На вращающемся бумажном круге появляютсясветовые кольца. Наше зрение на некоторое времясохраняет изображение белых точек. Из-за вращениякруга их отдельные изображения сливаются в световыекольца. Подобное случается, когда астрономыфотографируют звезды, делая при этом многочасовыевыдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине
длинный круговой след, как будто звезды двигались покругу. На самом же деле движется сама Земля, а звездыотносительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, чтодвижутся звезды, движется фотопластинка вместе с
вращающейся вокруг своей оси Землей.