МААМ-картинки

Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ольга Верхотурцева
Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах : усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Постепенно развивается контекстная связанная речь, понятная для окружающих.

Темочки:

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

В данной статье мы представили отдельные направления этой работы:

1. Различные упражнения для развития интонационной выразительности речи детей

Работа над основными компонентами интонации : над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузой, тембром, силой голоса. В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций в человеческой речи используются фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации. Такие упражнения проводятся последовательно с постепенным усложнением:

для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово»;

– для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?»;

для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи»;

для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Работа над ритмом ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

1) Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Педагог задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

2) Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести их. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

3) Формирование ритмической организации высказывания. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

- восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка;

- отстукивание ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с педагогом и самостоятельно).

4) Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). В процессе работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения, которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

Пауза – один из важнейших и сложнейших элементов интонации. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже – свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.

Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст молча. Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя допевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. Дети считают и топают: 1-2-3-4-5, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Для развития умения управлять силой голоса используются игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?». Используются звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, используются короткие диалоги, в которых дети изображают голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т. д.

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагается прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывает стихотворение и объясняет, почему он сделал такой выбор.

В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включаются игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствует эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, используются серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок, короткие диалоги.

Развитию умения воспроизводить различный темп речи способствуют следующие упражнения:

- повторение за педагогом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за педагогом);

- проговаривание фраз детьми в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д. ;

- ответы на вопросы педагога сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух; проговаривание сложных скороговорок и др.

2. Работа над речевым дыханием.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Рекомендуются следующие упражнения для развития речевого дыхания:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи : «Цветочек», «Задуй свечу», «Погрей руки», «Загони машину в гараж» и др.

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков: «Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др.

- дыхательно-голосовые игры на материале согласных звуков: «Трубач», «Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник» и др.

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: «Часики», «Петух», «Паровозик», «Партизаны», «Дровосек» и др.

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов: «Этажи», «Позовем животных», «Кто за кем или за чем следует?» и др.

- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз: произнесение фразы с постепенным усложнением, ответы на вопросы (полные ответы произносятся на одном выдохе, повторение за педагогом пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе и др.

Также развитию речевого дыхания детей дошкольного возраста способствуют свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

3. Работа над развитием мелкой моторики (куклы би-ба-бо).

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Работая с куклой, говоря за неё, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Куклы позволяют незаметно исправлять запинки, так как замечание делается не ребёнку, а его кукле. Например: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребёнок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

4. Инсценировки.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

Распределяя роли, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.

5. Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию и жесты.

6. Логопедическая ритмика.

Вся система работы направлена на профилактику и преодоление речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.

Для успешной организации и проведения работы, направленной на развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, необходимо:

1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

2. Постепенное усложнение упражнений: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

3. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

4. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях

5. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми.

Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка. Дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, прежде всего театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи влияет не только на формирование их речи, но и способствует развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности.

Список литературы:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 1998. – 168 с.

3. Борисова Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед. - №1. – 2005.

4. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003, №3.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтение. М., Просвещение, 1969

6. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб. : КАРО, 2007.

7. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. : Владос, 2000. – 314 с

8. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М. : АСТ - 2009.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР, Нищева Н. В.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 июля 2020 в 11:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Верхотурцева (УИ 639416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД