Ольга Верхотурцева
Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах : усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Постепенно развивается контекстная связанная речь, понятная для окружающих.
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2020
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей
Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.
В данной статье мы представили отдельные направления этой работы:
1. Различные упражнения для развития интонационной выразительности речи детей
Работа над основными компонентами интонации : над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузой, тембром, силой голоса. В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций в человеческой речи используются фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации. Такие упражнения проводятся последовательно с постепенным усложнением:
– для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово»;
– для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?»;
– для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи»;
– для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»
Работа над ритмом ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:
1) Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Педагог задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
2) Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести их. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
3) Формирование ритмической организации высказывания. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
- восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка;
- отстукивание ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с педагогом и самостоятельно).
4) Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). В процессе работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения, которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
Пауза – один из важнейших и сложнейших элементов интонации. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже – свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.
Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст молча. Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя допевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. Дети считают и топают: 1-2-3-4-5, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Для развития умения управлять силой голоса используются игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?». Используются звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, используются короткие диалоги, в которых дети изображают голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т. д.
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагается прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывает стихотворение и объясняет, почему он сделал такой выбор.
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включаются игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствует эмоциональному развитию детей.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, используются серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок, короткие диалоги.
Развитию умения воспроизводить различный темп речи способствуют следующие упражнения:
- повторение за педагогом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за педагогом);
- проговаривание фраз детьми в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д. ;
- ответы на вопросы педагога сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух; проговаривание сложных скороговорок и др.
2. Работа над речевым дыханием.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
Рекомендуются следующие упражнения для развития речевого дыхания:
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи : «Цветочек», «Задуй свечу», «Погрей руки», «Загони машину в гараж» и др.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков: «Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др.
- дыхательно-голосовые игры на материале согласных звуков: «Трубач», «Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник» и др.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: «Часики», «Петух», «Паровозик», «Партизаны», «Дровосек» и др.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов: «Этажи», «Позовем животных», «Кто за кем или за чем следует?» и др.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз: произнесение фразы с постепенным усложнением, ответы на вопросы (полные ответы произносятся на одном выдохе, повторение за педагогом пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе и др.
Также развитию речевого дыхания детей дошкольного возраста способствуют свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
3. Работа над развитием мелкой моторики (куклы би-ба-бо).
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Работая с куклой, говоря за неё, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Куклы позволяют незаметно исправлять запинки, так как замечание делается не ребёнку, а его кукле. Например: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребёнок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
4. Инсценировки.
Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.
Распределяя роли, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.
5. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию и жесты.
6. Логопедическая ритмика.
Вся система работы направлена на профилактику и преодоление речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.
Для успешной организации и проведения работы, направленной на развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, необходимо:
1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
2. Постепенное усложнение упражнений: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
3. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.
4. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях
5. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми.
Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка. Дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, прежде всего театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи влияет не только на формирование их речи, но и способствует развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности.
Список литературы:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 1998. – 168 с.
3. Борисова Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед. - №1. – 2005.
4. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003, №3.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтение. М., Просвещение, 1969
6. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб. : КАРО, 2007.
7. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. : Владос, 2000. – 314 с
8. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М. : АСТ - 2009.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР, Нищева Н. В.