Андреева Екатерина
Формирование инклюзивной культуры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России достаточно широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.
Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе.
Публикация «Формирование инклюзивной культуры в ДОУ» размещена в разделах
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, в котором четко выделена необходимость выравнивания стартовых возможностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзивное образование включает три аспекта:
разработку инклюзивной политики;
развитие инклюзивной практики;
создание инклюзивной культуры
Для развития инклюзии в дошкольном образовательном учреждении важны все аспекты инклюзивного образования. Однако аспект «создание инклюзивной культуры» является фундаментальной основой развития инклюзии в целом.
Неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями является формирование инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации у всех участников образовательного процесса, в том числе и у самих дошкольников. Одним из насущных вопросов дошкольной педагогики и психологии является поиск новых форм и методов развития и воспитания детей.
Инклюзивная культура - это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности. Инклюзивные ценности - важнейшие компоненты инклюзивной культуры наряду с нормами и идеалами.
Инклюзивная культура - важнейшая составляющая инклюзивного образования. Ее несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении.
Инклюзивная культура функционирует на различных уровнях, связанных друг с другом и поддерживающих друг друга. Первый уровень включают видимые, технические и артистические особенности организации.
Ценности и убеждения, разделяемые участниками образовательных отношений, находят отражения в ее видимых особенностях. Это является вторым уровнем культуры. Смысл, лежащий в основе связей между этими двумя уровнями, представляет собой третий, часто невидимый уровень культуры. В дошкольных организациях третий уровень культуры поддерживается бескомпромиссной приверженностью всех участников образовательных отношений принципам инклюзивного образования.
Третий уровень инклюзивной культуры можно охарактеризовать следующим образом:
- восприятие различий детей и других участников образовательных учреждений как важного ресурса ДОУ;
- особенность организации, поддерживающая и приветствующая работу персонала в команде;
- стиль повсеместного открытого общения между участниками образовательных отношений;
- желание придерживаться принципам инклюзии, несмотря возникающие сложности;
- понимание общественной и политической природы инклюзии;
- использование языка и символов для передачи идеалов и принципов работы ДОУ как внутри него, так и в обществе в целом;
- бескомпромиссная приверженность и вера в идеи инклюзии
Инклюзивный подход в ДОУ, придерживающегося третьего уровня инклюзивной культуры, не является следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и других участников образовательных отношений в образовательной деятельности. Напротив главный акцент необходимо делать на совместных процессах.
Совместное сотрудничество является основной работой и манифестом формирования инклюзивного подхода, который будет создавать среду и культуру ДОУ, где абсолютно все участники образовательных отношений, будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия необходимо основывать и придерживать совместно разделяемым ценностям всех участников образовательных отношений в соответствие, с которыми ценятся особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности будут отражаться не только на том, как педагогический состав относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.
Формировать инклюзивную культуру в ДОУ необходимо для всех участников образовательных отношений, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия участников отношений.
Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ОВЗ.
При формировании инклюзивной культуры
Необходимо правильно оценить, насколько педагогический коллектив:
• готов к идее разнообразия;
• толерантен и уважителен к людям, имеющим особенности в развитии;
• способен к установлению высоких, но реалистичных стандартов.
Нужно учитывать следующее:
• Руководитель ДОУ не должен воспринимать себя как единственного ответственного за формирование и воплощение инклюзивной культуры сада. Это должно быть общей ответственностью коллектива.
• не следует считать, что сформированная культура приобретает характер традиций и должна быть неизменной. Это заблуждение. она постоянно меняется в соответствии с меняющимися потребностями.
• инклюзия в ДОУ не всегда получает всеобщее одобрение. Необходимо учитывать мнение людей, которые тайно или явно ее не воспринимают. Пренебрежение их мнениями может поставить под угрозу создание инклюзивной культуры.
Руководство детского сада играет важную роль в воплощении инклюзивного образования, создании особой инклюзивной среды. Основные компетенции администрации в формировании инклюзивной среды :
• определение целей инклюзии;
• ее пропаганда при любой возможности (публикации, общение с родительской общественностью, открытость для работы с общественными организациями и родительскими сообществами);
• публичная и неформальная высокая оценка вклада тех, кто активно поддерживает инклюзию, формирует позитивное к ней отношение;
• привлечение необходимых ресурсов (материальных, кадровых, методических);
• адаптирование к ученикам с особенностями правил, требований и иных процедур;
• мониторинг и отслеживание улучшений развития инклюзивной культуры, позитивное влияние ее на развитие психических процессов и социальное поведение учеников;
• преодоление скрытого и открытого сопротивления. Комфортный психологический климат в коллективе – важная составляющая инклюзивной культуры образовательной организации. Он начинается в игровых комнатах, на участке, в музыкальном зале. Воспитанники с особыми образовательными потребностями часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. В результате этого многие научились не доверять окружению и не верят в свои способности выжить в нем. У таких воспитанников может формироваться заниженная самооценка, проявляться повышенная тревожность, вспышки гнева, появляться страхи – все это негативно сказывается не только на развитии ребенка с ОВЗ, но и на процессе адаптации и социализации в коллективе.
Правила, которые должны помнить и применять на практике педагоги:
• Понимать переживания ребенка.
• Включить ребенка в среду сверстников.
•Уметь принимать разные настроения ребенка и правильно реагировать на его эмоции.
•Создать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия.
•Создать всем воспитанникам в классе ощущение своей необходимости для коллектива.
• Не допускать манипулирование одного ребенка другим.
• Отводить каждому ребенку в группе важную роль.
В формировании у педагога собственной позиции к инклюзивному образованию поможет знакомство с разными точками зрения на проблему инклюзии, осмысление своего опыта и опыта других. При правильной организации работы с ребенком с ОВЗ во время занятий и в непосредственном общении педагог получает уверенность в своем профессионализме и удовлетворение от того, что ребенок с ОВЗ получил возможность развиваться в среде сверстников, научился общаться, чувствовать себя нужным окружающему обществу.
Таким образом, совместное сотрудничество является основой при формировании инклюзивного подхода, который создает среду и культуру дошкольной образовательной организации, где абсолютно все участники образовательных отношений, равноценны и причастны.