Исаева София Сергеевна
Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - один из видов деятельности человека, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры.
На основе исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
Публикация «Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
в младшем дошкольном возрасте формируются такие игровые умения, как умения принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
В процессе формирования игровых умений детей младшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание развитию следующих умений:
- умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников;
умение играть рядом, не мешая друг другу;
- умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой;
- умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой;
- умение содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- умение следовать ролевому поведению;
- умение связывать сюжетные действия с ролью.
Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка без использования методов принуждения и важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников, путем действия с игрушками-предметами, создания игровых ситуаций, использования дидактических игр, взаимодействия со сверстниками. В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.
Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.
Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.
Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.
Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить предмет, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.
В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки.
Дидактические игры. Это игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
У детей младшего дошкольного возраста познания мира идет через тактильные ощущения. Так бизиборд направлен на сенсорное развитие ребенка, ведь благодаря исследованию предметов кончиками пальцев, развивается мелкая моторика ребенка, тем самым активизируется речь малыша.
Сенсорика — способность организма распознавать внешнее воздействие. Сенсорное развитие — это развитие метода познания мира с помощью органов чувств.
Во второй младшей группе ребенку дают для игры пирамидки из шести — десяти колец. Чтобы правильно их собирать, малыш должен овладеть двумя способами действий: а) по правилу; б) по образцу. Очень важна последовательность обучения. Действия по образцу («Собери такую же пирамидку») требуют от ребенка сложных умений: надо выбирать определенное по величине и цвету кольцо и соотносить его с образцом, определять соответствие, устанавливать очередность. Если же у малыша вначале воспитывают умение действовать по правилу: «Из колец, которые здесь есть, надо прежде нанизывать на стержень самое большое, затем опять выбирать самое большое из оставшихся», то, овладев нужными навыками, ребенок на втором этапе обучения легко справляется и с деятельностью по образцу.
Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.
Музыкально-дидактические игры. В музыкально-дидактических играх дети овладевают умением различать и воспроизводить разные свойства музыкального звука. Это способствует развитию музыкально-сенсорных способностей. Задания даются в образно-игровой форме. В основе их лежит сопоставление двух контрастных звучаний. Так, в игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой дети должны показать, как мяукают кошка (низкий звук, котенок (высокий звук).
С помощью музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов проводятся игры на различение тембра («Угадай, на чем играют», динамики («Тихие и громкие звоночки»).
Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во вне учебную деятельность.
Театрализованные игры. Нередко в играх младших дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, потешек, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации.
Задача педагога — формировать у воспитанников умение выразительно имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, выполнять развернуто (например, по указанию мамы-козы ребенок-козленок может взять у нее корзинку с овощами и раздать своим братцам и сестричкам). С помощью таких конкретных действий дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок (рассказов, осознанному, произвольному воспроизведению литературного сюжета.
Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке «Волк и семеро козлят», педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль — почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.
В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребенку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами. Например, воспитатель дает малышу игрушку, изображающую бычка, ставит ее на дощечку с наклоном и, декламируя стихотворение «Бычок» А. Барто, ведет по доске.
Подвижные игры. Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.
Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: мячами, обручами. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.
Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например,курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг нее.
В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»
В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог.
Подвижные игры с правилами в младшей группе организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно на утренней и вечерней прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.
Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка.