Давыдова Анастасия
Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, которая формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Публикация «Формирование и развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если межполушарное взаимодействие не сформировано : происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы устной речи, запоминании, счете, а так же в целом восприятии учебной информации, интеллектуальном развитие, памяти, внимании, речи, воображении, мышлении и восприятии).
Нарушение слаженности в работе полушарий мозга у детей - является одной из причин трудностей обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из них постигает внешний мир по – своему, отдельно.
Как известно левое и правое полушария головного мозга выполняют разные функции и отвечают за разные типы мышления.
Левое полушарие головного мозга управляет функционированием правой стороны тела. Здесь формируется речь, логика и критическое мышление, аргументирование и манипуляции с цифрами.
Правое полушарие головного мозга управляет функционированием левой стороны тела. В его ведении-решение многозначных и творческих задач, к которым относятся: выражение и считывание эмоций, создание музыки, воображение, фантазии и мечты. Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию.
Мозг человека представляет собой сложную систему. Как мы уже сказали, единство работы мозга складывается из деятельности двух полушарий (левого и правого, тесно связанных между собой системой нервных волокон которая образует мозолистое тело.
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Согласно утверждениям Анны Владимировны Семенович (нейропсихолог, кандидат психологических наук, формирование межполушарных связей у ребенка проходит в несколько этапов:
1 этап - с начала внутриутробного развития до 2-3 лет. Уже во внутриутробном периоде определяется ход развития его мозговой деятельности.
2 этап - с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей. В этот период происходит наиболее интенсивное формирование зрительного, слухового, кинестетического, зрительно-моторного, слухо-моторного, эмоционально-мотивационного интегрированного видов восприятия.
3 этап – завершающий в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело, продолжающийся от 7 до 12-15 лет
2 этап самый важный в формировании межполушарных связей, поэтому в работе с детьми с ЗПР должно уделяться особое внимание развитию мозолистого тела. И развивать его можно с помощью кинезиологических упражнений.
Что же такое КУ-ЭТО КОМПЛЕКС ДВИЖЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ АКТИВИЗИРОВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Использование в работе с детьми с ЗПР таких специально подобранных упражнений позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия и улучшить их взаимосвязь.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок их выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Они выполняются по принципу- от простого к сложному.
Примеры упражнений:
-«Оладушки», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко» и др.
-Нейроскакалка;
-Упр. на балансире с использованием кинезиологических мешочков;
-Письмо двумя руками;
-Прохождение лабиринтов на спец. планшетах двумя руками;
У детей с задержкой психического развития отмечается ослабление межполушарного взаимодействия. Слабые межполушарные взаимодействия и несформированность полушарий отражаются на других высших психических функциях. Результаты коррекционной работы с использованием упр. на развитие межполушарного взаимодействия свидетельствуют об улучшении сенсомоторной и пространственной координации, повышаются возможности произвольного внимания, улучшается усидчивость, развивается зрительно – моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений, улучшении памяти, внимания, развития речи и пространственных представлений.