Татьяна Петровна Иванова
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих какие-либо нарушения речи, что в дальнейшем обусловливает трудности освоения программы начального общего образования. Одними из наиболее распространенных затруднений у учащихся начальной школы являются неправильные приемы письма, вследствие несформированности графомоторных навыков в дошкольный период детства (М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, В. А. Илюхина, А. Н. Корнев).
Публикация «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Термин «графомоторный навык» в узком смысле понимается как определенные привычные положения и движения пишущей руки, которые позволяют изображать письменные звуки и их соединения [1]. В широком понимании графомоторные навыки являются определенным положением и движениями пишущей руки, позволяющими рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет [4].
В исследованиях О. Н. Вагиной, Т. Н. Смирновой отмечается, что успешность формирования графомоторных навыков зависит зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации [2]. С точки зрения Е. Н. Российской, формирование графомоторных навыков во многом зависят от развития пространственных представлений ребенка [3].
Нами выделены следующие направления коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи :
1. Формирование зрительного гнозиса : формировать узнавание реальных предметов и реалистических изображений, развивать зрительный анализ и синтез, точные прослеживающие движения глаз, восприятие формы, цвета и величины.
2. Формирование оптико-пространственной ориентации: формировать оптико-пространственную ориентацию в двух направлениях – ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве.
3. Формирование зрительно-моторной координации: формировать координированные движения, осуществляемые под контролем зрения.
4. Формирование кинестетического, динамического, конструктивного праксиса: формировать умения воспроизводить отдельные кистевые и пальцевые позы, переключаться с одного действия или элемента на другое, конструировать из деталей.
5. Формирование графомоторных навыков : формировать графомоторные навыкы в процессе письма.
В таблице 1 представили фрагмент содержания коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таблица 1
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
№ Тема логопедического занятия Работа логопеда на логопедических занятиях Работа воспитателя Работа родителей
1. «Зима» «Назови форму предмета» (развитие зрительного гнозиса)
«Обведи точно» (формирование графомоторных навыков) Сделать поделку из пластилина по образцу – «Снеговик» (развитие зрительно-моторной координации) Выучить стихотворение про зиму с ребенком, используя сопровождение движениями рук
(развитие мелкой моторики, развитие кинестетического праксиса)
2. «Новогодний праздник» «Украсим елочку» (развитие мелкой моторики рук, зрительного гнозиса) «Узоры для варежки» (развитие графомотрных навыков) Сделать елочную игрушку (формирование кинестетического праксиса.)
3. «Мебель» «Зашумованные картинки» (развитие зрительного гнозиса)
«Обведи по точках. Что получилось?» (формирование
графомоторных навыков)
Сделать аппликацию на тему «Мебель в детском саду» (формирование зрительно-моторной, оптико-пространственной ориентации) Сделать поделку на тему «Мебель»
(формирование мелкой моторики рук)
Таким образом, формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям: формирование зрительного гнозиса, формирование оптико-пространственной ориентации, формирование зрительно-моторной координации, формирование кинестетического, динамического, конструктивного праксиса, формирование графомоторных навыков. Задания для формирования графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи включаются в логопедические занятия. Для реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей процесс включены все субъекты образовательных отношений, а именно, учитель-логопед, воспитатели, родители и дети.
Список литературы:
1. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво / М. М. Безруких. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160с.
2. Вагина О. Н., Смирнова Т. Н. Программа «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logostat.ru/images/file/3.razvitie_ grafomotornyh_navykov_levorukih.pdf
3. Российская Е. Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. – №2. – С. 74-82.
4. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л. М. Лапшина, В. А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.