Анастасия Говсец
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Если у ребенка отлично развита мелкая моторика, он умеет логически мыслить, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение, память. К сожалению, приходится наблюдать, что не у всех детей хорошо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда трудности связанные с письмом. Техника письма предполагает сложную и слаженную работу мышц кисти и всей руки в целом. Так же синхронности и достаточной переключаемости движений. Трудно вырезать, лепить, обводить по контуру, складывать, завязывать. Если есть такие трудности, значит, слабо развиты графомоторные навыки, значит трудности в письме и в целом в обучении, в успеваемости. Поэтому формированию графомоторных навыков нужно уделять особое внимание в дошкольном возрасте. Графомоторные навыки: способствуют: эмоциональному,психофизическому, развитию детей; развивают мелкую моторику пальцев рук; важное значение имеют для детей с недостаточной координацией кистей и пальцев рук; формируют и совершенствуют коммуникативные способности, творчество, мышление. Все выше перечисленные критерии имеют важную роль при подготовке детей к школе. Так как у детей с ОВЗ нарушена моторика наряду с другими нарушениями, то это сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка. Работа должна вестись по нескольким направлениям:
1. Развитие мелкой моторики рук, а так же функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Формирование дифференцированных движений (сгибаниеразгибание, отведение в стороны) Формирование согласованных действий обеими руками (каменьножницы)
- Развитие дифференцированных движений (нанизывание пуговиц на шнурок)
- Обучение застегиванию, расстегиванию.
- Обучение шнуровки
Игры из проекта, из опыта работы). Тесто пластика лепка декоративных изделий из солёного теста) Игры с пальчиками «Разноцветные прищепки»
Рисование по манке.
Игра «Лыжи» (с крышками)
Игры с массажными мячиками.
Сухой бассейн из песка, круп, камешек. Выкладывание по контуру фигур, букв с помощью метода «обрывания» (небольшой лист бумаги рвать на мелкие части) и бусин.
Игра «Волшебные круги»
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.
Игра «Резиночки».
Игра «Весёлые шнурочки»
Игры с воздушными шарами наполненными солью,крупой,мелкими камешками. Эти шарики берём, ими ручки разовьём.
Конструктор букв.
Рисование по бисеру.
Лепка букв из песка. Упражнение «Надень резинку на мяч»
Су-джок - терапия.
Игры с мозаиками-конструкторами.
Игры с решётками для раковин, с подставками под горячее.
Игровое пособие «Волшебные Гомзики»
Игра «Колпачки, колечки, шарики на волшебной ниточке»(Шнуровка)
Игра «Ветерок». Накручивание болтов на гайки, лего конструктор (дома). Рисование в воздухе. «Выложи из спичек, палочек» по образцу.
Плетение из бумаги «Сплети коврик". Плетение из тканей, тесьмы, ниток.
Пальчиковые игры.
Игра «Золушка» перебирание круп и семян.
Сматывание нитки в клубок.
Игры на координацию движений рук.
Игры с произвольными простыми движениями по команде взрослого.
Графические упражнения «Дорожки», «Дождик»,
Трафареты внутренние, внешние.
Запускание пальцами мелких волчков.
Самомассаж подушечек пальцев. Игра «Дружба». Шестигранный карандаш, многогранные разноцветные камешки.
Завязывание узлов на толстой верёвке, на шнурке, ленте.
Застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков, липучек, закручивание крышек.
Изготовление бус из разноцветных скрепок.
2. Развитие зрительного внимания и восприятия. Собери целый предмет из частей, соотнеси геометрические формы с предметом.
3. Развитие пространственного ориентирования (Куда поехала машина) Выполнение графических диктантов.
4. Развитие графических навыков. Проведи линию по образцу. Обведи контур разных предметов. Дорисуй недостающую часть.
5. Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки.
6. Совершенствование графических навыков.
7. Формирование «клювовидного хвата» Игры с прищепками (работает указательный и большой пальцы) Использование трехгранных карандашей.