Елена Геннадьевна Хоренко
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
3 слайд
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью нашей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук как традиционным так и нетрадиционным способом.
4 слайд
Работая над данной проблемой, нами решались следующие задачи:
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;
- научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)
-развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой;
- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
- научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
5 слайд
В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика массажи и самомассажи. Для снятия напряжения в пальцах и увеличения темпа при выполнении задания. Использовала приёмы Су-Джок терапии. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Проводила массаж и самомассаж с использованием карандашей.
6 слайд
Играя с палочками можно использовать различные варианты действий, предложить ребёнку работать сначала одной рукой, затем – другой, а потом – одновременно двумя руками. Эти упражнения развивают не только мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.
7 слайд
Ниткография- средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее: совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования, развивает мелкую моторику и воображение.
8 слайд
Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно.
С помощью салфетки
Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим ребенка оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом ребенок будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
Метод пинцета
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку)
Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей.
9слайд
На протяжении всего проектам для развития орфографической зоркости, произвольного внимания, пространственного воображения проводили с детьми графические диктанты, давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.
10 слайд
Для профилактики дисграфии детям были предложены задания, такие как допиши буквы, зачеркни неправильно написанные буквы, или наоборот «Найди правильную букву», проводила игру отремонтируй букву.
11 слайд
Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, значительное внимание уделяли развитию крупной и мелкой моторики используя при этом музыкальные инструменты для отстукивания ритма и проговаривания чистоговорок. Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
12 слайд
Также мы использовали технику «оригами» в формировании графомоторных навыков у детей. Это техника хороша тем, что включает в себя различные приемы и способы действия с бумагой (сгибание, разгибание, скручивание, сжатие и т. д.). Все это способствует укреплению тонких мышц детских пальчиков.
13 слайд
Подводя итоги проделанной работы мы пришли к выводам, что большая часть детей стали более усидчивее на занятиях, перестали “вращать” тетради, чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков, дети, несомненно, будут давать положительную динамику. Поэтому мы сейчас разрабатываем памятку для родителей (игр и упражнений) на летний период.