Анна Ганюшина
Формирование графо-моторного навыка у дошкольников как одно из важнейших условий подготовки ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни наиболее актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы.
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Публикация «Формирование графо-моторного навыка у дошкольников как одно из важнейших условий подготовки ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Темочки
Нужно отметить, что для дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, как часто путают некоторые. А для этого необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, одновременно развивая и интеллект ребенка.
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных графических умений.
Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно, в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики руки у детей строится по принципу «от простого к сложному» и ведётся с младшей группы и до выхода детей в школу.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Сеченов И. М. утверждал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Работа по развитию мелкой моторики и формированию графического навыка в детском саду реализуется не в полной мере, является эпизодической, нет системы. Отчасти это происходит от большой загруженности воспитателей, отсутствием младшего персонала, а так же недостаточным методическим обеспечением по теме, рабочие тетради и прописи для дошкольников необходимо дорабатывать. Развитие графических навыков и подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму ещё не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Из выше сказанного вытекает проблема:
- Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Исходя из выше изложенной проблемы, была определена задача создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды деятельности, как: пальчиковая гимнастика и физ. минутки, пальчиковые игры, графические упражнения и штриховка, использование оригами, игры с бусинками, пуговицами, «нитеграфия», лепка, вырезание ножницами.
В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.
Для определения уровня развития мелкой моторики был проведён мониторинг.
Данные результата произвольной моторики пальцев рук показали необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму.
Работа по развитию мелкой моторики была разделила на три этапа.
I этап. Подготовительный :
1. Умение правильно держать карандаш, ручку.
2. Закрашивание – умение видеть контур.
3. Графические упражнения : «Дорожки», копирование по точкам,
работа с трафаретом.
II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом.
1. Усложняются графические упражнения : удлиняется длина дорожек, усложняются их виды, знакомство со штриховкой ( простейшие виды штриховки: прямые вертикальные, горизонтальные штрихи).
2. Ориентировка на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку.
3. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, потом по замыслу (бордюры).
III этап. Подготовка руки к письму.
1. Графические диктанты;
2. Знакомство с тетрадью в косую линейку;
3. Более сложные виды штриховки («клубочками», полукругами, петельками).
На всех этапах используются: пальчиковые игры, массаж пальцев, игры на развитие «ручной умелости», сенсорные игры, оригами.
В результате использования в работе системы игр и упражнений по развитию мелкой моторики у всех детей уже к середине учебного года наблюдалась положительная динамика в развитии ручного праксиса. Движения пальцев рук стали более координированными. Дети не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно ручку и карандаш. У детей стало развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Дети стали более усидчивые, аккуратные, внимательно относятся к выполнению заданий. Это оказало положительное влияние и на коррекцию звукопроизношения.
Очень важным для развития мелкой моторики является участие родителей. Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.
Здесь можно использовать различные формы работы с родителями : родительские собрания, мастер-класс, семинары-практикумы, индивидуальные консультации, папки-передвижки, выставки детских работ. Не все родители осознают значимость развития мелкой моторики.
Заинтересованность родителей к данному вопросу поддерживает работоспособность детей, повышает их интерес к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.
Совместная работа с родителями, заинтересованными в хорошей подготовке детей к школе всегда дает хорошие результаты. А это снимет многие проблемы, возникающие при обучении письму в начальных классах школы.
Чтобы ребёнок был готов к школе, уверенно чувствовал себя на уроках, необходимо сформировать у него навыки и умения, необходимые для овладения письмом, так как трудности при обучении грамоте являются наиболее частой причиной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации. В связи с этим возникают проблемы в поведении ребёнка.
При подготовке руки ребёнка к письму в условиях детского сада использовали способы: графический, изобразительный, игровой, двигательно-деятельностный, комплексный. Благодаря этим способам воспитанник овладевает всеми навыками, которые необходимы ему для овладения письмом, для последующего развития и учёбы в школе.