Александра Родионова
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.
Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).
Публикация «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции.
И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.
Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.
Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.
При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.
Также важным является работа с крупными изображениями (на весь лист формата А4, А3, отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде».
В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий).
Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий.
Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки, так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).
Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности.
Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движенийкисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм — это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе — это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.
Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. В начале года желательно провести диагностическое занятие — попросить воспитанников выполнить те задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуализированную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.
С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятельности. Но включение графического задания необходимо прежде всего в интересную для ребенка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике, а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).
В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки как секретный алфавит).
Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т. д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму.
Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.
Предпослыки графической деятельности :
- развитая мелкая моторика — способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
- развитая зрительно-моторная координация — способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
- сформированное чувство ритма — ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
общая моторная зрелость — необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание — умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
- сформированные зрительно-пространственные представления — чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.