Татьяна Дьячкова
Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Облегчению перехода детей к учебной деятельности может быть успешно осуществлено общими усилиями специалистов различных дисциплин (воспитателей, педагога по изо деятельности, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре).
Физическое воспитание является неотъемлемой частью этой воздействующей системы. При этом возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья человека, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей.
Публикация «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.
Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки, проблемы речевого развития у детей может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
На примере мониторинга логопедической группы педагогами ДОУ было выявлено, что только 13% воспитанников логопедической группы имеют высокий уровень овладения графикой письма, у 53% детей – средний уровень, у 34% детей низкий уровень. Движения детей с речевыми нарушениями характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдалось нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.
По результатам диагностики, в нашем детском саду была разработана система работы, направленная на формирование графических навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы являлось развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма : координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Все игровые задания, упражнения были связаны с основной темой занятия.
Формированиe графических навыков у детей осуществлялась на основе создания системы комплексных занятий педагогов и инструктора по физической культуре. Совместная работа позволяет добиться эффективности в поставленной задаче.
В систему занятий включены физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую по кружкам, игры-эстафеты, игры с мячом, упражнения с предметами). Работа по формированию графических навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте. На занятиях по физической культуре для детей были включены следующие методы и приё мы:
Игровой метод - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с детьми, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления - он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы.
Соревновательный метод. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга, что необходимо для подготовки ребенка к школе.
Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика, формируется у ребёнка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребёнка, то дети и в 6 лет с трудом выполняют графические упражнения.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его чёткости, является плавность, ритмичность, лёгкость и скорость письма. В свою очередь ритм зависит от скорости письма. Для успешного овладения графикой письма необходимы : координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для учебной, трудовой, спортивной деятельности, в том числе и те которые необходимы для формирования графического навыка письма. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, тем легче формируются двигательные навыки ребёнка. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (в данном случае письмо) может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
Например, на координацию движений:
•Бег наперегонки из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя по-турецки, лёжа на спине и т. д.)
•Бег с изменением направления по сигналу.
•«Слалом» - бег с одной ноги на другую по кружкам
•Спрыгивание с повышенной опоры
- прыжки в глубину: в круг 30-40 см на точность приземления;
- с поворотом на 90 градусов влево, право;
- с хлопком во время полёта;
- с поворотом и приземление в круг;
- с хлопком и приземлением в круг;
- с поворотом и хлопком;
- с хлопком, поворотом и приземлением в круг;
- с ловлей мяча брошенного взрослым.
•Пробегание в катящийся обруч;
•Школа мяча;
•Балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой руки;
•Прокатывание мяча в воротики;
•Прокатывание мяча по гимнастической скамейке;
•Бросание мяча в горизонтальную мишень (корзину);
•Метание в вертикальную мишень;
•Набрасывание колец.
Пространственные представления:
•Ходьба спиной вперёд;
•Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами;
•На расстоянии 3-4 метров от ребёнка ставится кегля, ребёнку предлагается запомнить расстояние до кегли. Завязываются глаза и он двигается по направлению к кегле, когда он считает, что дошёл до кегли, останавливается и пытается взять её. Взрослый развязывает глаза и оценивает, насколько правильно ребёнок выполнил задание.
•Игра «Следопыт». В игре участвуют двое детей: один – «следопыт», другой «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо остановись наклонись бери кубик!»
Чувство ритма
•Ходьба под счёт, под бубен, под метроном с изменением темпа;
•Ходьба с хлопками на заданный счёт;
•Ходьба в соответствии с заданным ритмическим рисунком;
•Прыжки через длинную скакалку;
•Пробегание под вращающейся длинной скакалкой;
• Прыжки через длинную скакалку с заданием:
- со сменой ног,
- на одной ноге,
- с поворотом,
- вдвоём, втроём,
- с хлопками и т. д. ;
• Прыжки через короткую скакалку:
• Прыжки через короткую скакалку с заданием:
- в быстром темпе,
- в медленном темпе,
- с двойным прокручиванием на один прыжок,
- с вращением скакалки назад,
•Бег со скакалкой;
•Ритмическая гимнастика.
В нашем ДОУ занятия по физической культуре проходят соответственно тематическому плану. На занятиях по физкультуре дети закрепляют не только основные виды движений: ходьбу, бег, лазание, метание, прыжки, равновесие, но и закрепляют звукопроизношение, ориентировку в пространстве. Упражнения на мелкую моторику рук: пальчиковая гимнастика с мячами-ежами - дети проговаривают стихотворный текст и одновременно выполняют упражнение с мячом массируя при этом ладони и пальцы рук, можно немного усложнить задание добавив ножной массажный тренажёр.
Очень интересно проходят занятия-путешествия с экологической направленностью, где детям предлагается преодолеть множественные препятствия: «На лесной полянке», «В гостях у зайца и его друзей», «Перелётные и зимующие птицы», «Как звери лес от пожара сберегли», «На прогулку в зимний лес».
Подвижные игры, которые включают в себя ориентировочно-пространственные задания, такие как: «Ручейки, реки, озёра, моря, океаны» - где дети по сигналу педагога должны быстро перестроиться в 2 маленьких ручейка, затем в три реки, в два моря, 4 озера, один большой океан. Дети с удовольствием и интересом выполняют все задания.
Игры-эстафеты на ориентировку в пространстве, где детям даё тся задание на ориентировку в пространстве:
«Солнышко», «Цветок», «Зебра» - правильно изобразить фигуры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени.
«Найди цифре место» с цветными кубиками для составления ряда цифр.
Эстафеты на координация движений: «Перемени предмет», «Хоккеисты», «Футбольная», «Баскетбольная», «Передай мяч», «Найди своё место», и т. д.
Музыкально-ритмические упражнения: «Весёлая зарядка», «Гимнастка пробуждения», «Зарядка чемпионов», «Зверобика»
и т. д.
Использование на физкультурных занятиях с детьми упражнений, активно воздействующих на развитие качеств, способствующих успешному овладению графикой письма, не только не снижает темпов физического развития детей, но и существенно улучшает их подготовленность к этому виду учебного труда.
Использование специальных физических упражнений предупреждает переутомление дошкольников, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическими навыками.
Работа по подготовке детей к овладению графикой письма средствами физической культуры должна проводиться систематически регулярно и непрерывно.