Папки-передвижки

Формирование гибкости мышления при решении занимательных задач в 5 классе

Нина Шилова
Формирование гибкости мышления при решении занимательных задач в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы

При изучении математики школьники часто сталкиваются с решением занимательных задач, с нестандартными и проблемными математическими ситуациями, требующими от них определенной гибкости мышления, достаточно развитой культуры коллективного умственного труда. Поэтому для активизации познавательной деятельности учащихся V классов можно применять знакомство с занимательными и нестандартными задачами и их решением, сначала в порядке самостоятельной работы на уроке, затем в порядке коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов. Эти задачи относятся к разделу «Задачи повышенной трудности». Среди них много задач, с которыми пятиклассники сталкивались ранее, но теперь они представлены в нестандартной, проблемной форме. Такие задачи формируют у детей гибкость мышления, активизируют их познавательную деятельность, тем самым повышают интерес к предмету «математика». Рассмотрим некоторые из таких задач.

Публикация «Формирование гибкости мышления при решении занимательных задач в 5 классе» размещена в разделах

Задача №1 : «Напишите десятизначное число, в котором все цифры различны».

Учащиеся сталкиваются с проблемой, пока для них незнакомой и трудноразрешимой. Но можно предварительно рассмотреть сходные задачи : 1) написать наибольшее десятизначное число, записанное разными цифрами; 2) написать наибольшее одиннадцатизначное число, записанное разными цифрами. Или предложить учащимся ответить на аналогичный дополнительный вопрос: «Догадайтесь, почему в условии задачи говорится именно о десятизначном числе, а, к примеру, не о девятизначном или одиннадцатизначном числе». После этого они смогут сами легко решить указанные выше сходные задачи.

Но если даже сильные учащиеся не смогут правильно и быстро найти необходимый ответ, то учитель снова может предложить наводящий пример: Сравнить такое число с наибольшим числом: 9999999999.

После наводящих вопросов учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод: «Одиннадцатизначного числа, записанного разными цифрами, не существует. А десятизначное существует, например: 9876543210.

Задача №2 : «Расставьте в записи 7х9+ 12:3-2 скобки так, чтобы значение этого выражения было равно: а) 23; б) 75» - ее также можно и нужно включить в состав задач, формирующих логику мышления.

Если задание вызовет у пятиклассников затруднение при решении, то ее также можно представить в виде рассмотрения решений более легких заданий.

Задача №3 : «Сколькими способами можно представить число 50 в виде суммы двух четных чисел? Представления, отличающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими». Задача повышенной трудности также может быть рассмотрена на уроке (при изучении тем «Сложение» и «Нахождение неизвестного слагаемого»).

Можно упростить первоначально условие задачи, дав его в форме математического диктанта: «Напишите 2 произвольных четных числа, сумма которых равна 50». А уже после этого предоставить возможность детям найти ее решение самостоятельно, с последующим объяснением.

Задача №4 : «В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый из них сыграл друг с другом по одной партии. Сколько партий они сыграли?»

Для наглядности изобразим каждого шахматиста в виде точки. Соединим каждую из семи точек дугами, любая из которых может считаться графическим изображением шахматной партии между каждой парой участников. Из одной точки выходит 6 дуг. При 7 игроках каждый играющий должен играть 6 партий с 6 оставшимися партнерами. Всего дуг 7х6=42. Но партий вдвое меньше. Формула решения : 7х6:2=21 (партия).

Также можно рассмотреть задачи «на переливание». Именно такие задачи несут в себе познавательный потенциал и способствуют зарождению и развитию у учащихся познавательного интереса к изучению математики. Рассмотрим одну из таких задач.

Задача №5 : «В первый сосуд входит 8 л, во второй – 5 л, а в третий - 3 л воды. Первый сосуд наполнен водой, а остальные пусты. Как с помощью этих сосудов отмерить 1 л воды? Как отмерить 4 л воды?»

Данная задача имеет практическое значение.

При разборе этой задачи на уроке в V классе целесообразно сначала изменить основной вопрос задачи : «Можно ли с помощью этих сосудов отмерить какое-нибудь произвольное количество воды в виде целого числа (в литрах?»

Составим табличку данных и используем ее в процессе решения.

1 сосуд (8 л.) 8 3 3 6 6 1 1

2 сосуд (5 л.) 0 5 2 2 0 5 2

3 сосуд (3 л.) 0 0 3 0 2 2 3

Сколько воды в них? На Iэтапе На 2этапе На 3этапе На 4этапе На 5этапе На 6этапе На 7этапе.

Существуют задачи, которые можно объединить под условным названием «Задачи на сообразительность, на внимание». Развивающий потенциал таких задач велик.

Задачи повышенной трудности можно отнести к учебным занимательным задачам и включить в качестве составной органической части в изучение определенной темы, так как их решение способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в V классе, формирует гибкость мышления и готовит их к активной познавательной деятельности в последующих классах (что особенно важно при изучении систематических курсов алгебры и геометрии).

Публикации по теме:

Формирование наглядно-образного мышления у детей с ограниченными возможностями развития Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. В среднем дошкольном.

Формирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игрФормирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игр Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой.

Конспект урока по математике в 3 классе «Решение задач. Закрепление» Конспект урока по математике в 3 классе (УМК «Школа России») Тема урока: решение задач. Закрепление. Цели: формировать умение решать задачи.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для родителей «Формирование позитивного мышления. Счастливые родители — пример для подражания» Консультация для родителей. Формирование позитивного мышления. Счастливые родители – пример для подражания. Вы замечали, как часто владельцы.

Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания» Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный.

Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Конспект урока химии «Путешествие на остров Нерешенных Задач» в 9 классе План - конспект Урока на тему: «Путешествие на остров Нерешенных Задач» в 9 классе Цели урока: Образовательная: Опираясь на предыдущие.

Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гибкости мышления при решении занимательных задач в 5 классе
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 00:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гибкости мышления при решении занимательных задач в 5 классе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД