Оксана юрченко
Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей
▼ Скачать +Заказ
Введение
В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.
Публикация «Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей» размещена в разделах
Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности.
1. Характеристика эмоционально - волевой сферы дошкольников
Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Развитие эмоционально-волевой сферы - важнейший аспект развития личности в целом. Данная тема также значима социально - развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. С точки зрения формирования ребенка как личности младший дошкольный возраст преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Основной особенностью эмоциональной жизни дошкольника является господство всех чувств над всеми сторонами жизнедеятельности. При этом эмоциональность характеризуется такими качествами как непроизвольность, непосредственность и яркость. То есть чувства ребенка носят спонтанный характер, они могут быстро вспыхивать и тут же угасать. Отсюда и нестабильность настроения ребенка, напрямую зависящего от эмоционального состояния. Эмоции ребенка проявляются очень бурно. Ему присуще как легко испытывать симпатию, привязанность, любовь, сострадание, жалость, так и остро переживать ласку, похвалу, наказание и порицание. Легкой является и реакция на конфликтные ситуации. Более того, ребенок быстро расстраивается от неудач, легко обижается, ярко проявляет свои чувства по отношению к героям книг, мультфильмов т. д. Особенностью данного возраста является и то, что как быстро ребенок проявляется свои эмоциональные переживания по отношению к тем или иным явлениям, также быстро он о них и забывает.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением. С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере : некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.
Компоненты эмоционально – волевой сферы :
1. Эмоции - простейшие реакции на внешний мир. Положительные (радость, отрицательные (гнев, нейтральные (изумление).
2. Чувства. Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию. Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные. Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
3. Настроение - эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое. Стабильное и переменное.
4. Воля - способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности.
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.
2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
• Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
• Организация культурного творчества;
• Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми пособиями.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
• медико-профилактические технологии;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
• коррекционные технологии.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Система мер здоровьесберегающих технологий, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
2.1. Профилактика эмоциональных нарушений за счет здоровьесберегающих технологий
В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.
Профилактика эмоциональных нарушений – одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий.
Актуальность решения данной задачи обусловлена следующими обстоятельствами:
-во-первых, уровень развития эмоциональной сферы выступает показателем сформированности личности ребёнка, особенности протекания, зрелость эмоциональных процессов, наличие элементов произвольности и саморегуляци собственной активности говорят о гармонично развитой личности дошкольника, что является неотъемлемой составляющей здоровьесберегающих технологий
-во-вторых, различные трудности и нарушения в эмоциональной сфере личности дошкольника ведут к социальной дезадаптации, поэтому создание необходимых условий эмоционального благополучия ребёнка в саду позволит снизить риск появления различных нарушений в различных сферах взаимодействия в обществе. («Здоровые» эмоции - залог адекватного отношения к окружающей действительности)
- в-третьих, на первых этапах становления личности дошкольника велика роль опыта, полученного им от взрослых, в том числе и те эталоны форм выражения эмоциональных состояний, что предлагает взрослый, а так же опыт собственных эмоциональных переживаний. От того, под каким знаком (положительный или отрицательный) будет этот опыт накапливаться, зависит отношение ребёнка к жизни и к себе, как члену общества.
- в-четвертых, дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей не могут ставить перед собой задачи анализировать, направлять внимание на собственные переживания. Такие умения появляются в подростковом возрасте. Но общение, взаимодействие с окружающим миром, невозможно без понимания собственных внутренних процессов, поэтому очень важно, на доступном для дошкольника уровне формировать представлений о собственных эмоциях, способах их выражения в общении, различных ситуациях, учиться понимать и принимать переживания окружающих людей.
Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья будущего гражданина общества, мы имеем возможность формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.
2.2. Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии детей
Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Цели работы по эмоциональному благополучию дошкольников : создание эмоционального комфорта и психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний.
Направления работы с детьми, а так же элементы здоровьесберегающих технологий в этих направлениях:
- Игротерапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревожность и стресс, страх, агрессию в поведении повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Цели игротерапии - установление эмоционального контакта, преодоление негативных эмоциональных переживаний и освобождение от них, стимулируют к общению со взрослыми и сверстниками.
- Арттерапия - терапия искусством. Основная цель: дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, развить чувство внутреннего самоконтроля, развить художественные способности и повысить самооценку. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, способности осознавать свои ощущения и чувства. В работе используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в групповой, так и индивидуальной форме.
- Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях…
- Танцевальная терапия. Цель: развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое.
- Проективный рисунок. Рисование - творческий акт, позволяющий ощутить и понять самого себя, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эм-патию, быть самим собой. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и групповой. Используется элементы технологий:
• свободное рисование (каждый рисует, что хочет,
• коммуникативное рисование (группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, пара рисует совместно,
• совместное рисование (несколько человек или вся группа вместе, молча, рисуют на одном листе,
• дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя).
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающими. Приемы работы со сказкой: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.
Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе:
- Утренняя гимнастика ежедневно 6-8 минут. У детей формируются ритмические навыки и умения.
- Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Занятия укрепляют организм, повышают иммунитет.
- Самомассаж выполняется самим ребенком. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Самомассаж – это профилактика простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистоний, он тонизирует весь организм. Проводится в игровой форме (веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения).
- Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Заключение
Таким образом, проблема развития эмоционально-волевой сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии
Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.