Папки-передвижки

Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей

Оксана юрченко
Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.

Темочки:

Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности.

1. Характеристика эмоционально - волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Развитие эмоционально-волевой сферы - важнейший аспект развития личности в целом. Данная тема также значима социально - развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. С точки зрения формирования ребенка как личности младший дошкольный возраст преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Основной особенностью эмоциональной жизни дошкольника является господство всех чувств над всеми сторонами жизнедеятельности. При этом эмоциональность характеризуется такими качествами как непроизвольность, непосредственность и яркость. То есть чувства ребенка носят спонтанный характер, они могут быстро вспыхивать и тут же угасать. Отсюда и нестабильность настроения ребенка, напрямую зависящего от эмоционального состояния. Эмоции ребенка проявляются очень бурно. Ему присуще как легко испытывать симпатию, привязанность, любовь, сострадание, жалость, так и остро переживать ласку, похвалу, наказание и порицание. Легкой является и реакция на конфликтные ситуации. Более того, ребенок быстро расстраивается от неудач, легко обижается, ярко проявляет свои чувства по отношению к героям книг, мультфильмов т. д. Особенностью данного возраста является и то, что как быстро ребенок проявляется свои эмоциональные переживания по отношению к тем или иным явлениям, также быстро он о них и забывает.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением. С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере : некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Компоненты эмоционально – волевой сферы :

1. Эмоции - простейшие реакции на внешний мир. Положительные (радость, отрицательные (гнев, нейтральные (изумление).

2. Чувства. Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию. Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные. Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.

3. Настроение - эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое. Стабильное и переменное.

4. Воля - способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности.

Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

• Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

• Организация культурного творчества;

• Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми пособиями.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

• медико-профилактические технологии;

физкультурно-оздоровительные;

• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

• валеологического просвещения родителей;

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

• коррекционные технологии.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Система мер здоровьесберегающих технологий, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

2.1. Профилактика эмоциональных нарушений за счет здоровьесберегающих технологий

В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.

Профилактика эмоциональных нарушений – одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий.

Актуальность решения данной задачи обусловлена следующими обстоятельствами:

-во-первых, уровень развития эмоциональной сферы выступает показателем сформированности личности ребёнка, особенности протекания, зрелость эмоциональных процессов, наличие элементов произвольности и саморегуляци собственной активности говорят о гармонично развитой личности дошкольника, что является неотъемлемой составляющей здоровьесберегающих технологий

-во-вторых, различные трудности и нарушения в эмоциональной сфере личности дошкольника ведут к социальной дезадаптации, поэтому создание необходимых условий эмоционального благополучия ребёнка в саду позволит снизить риск появления различных нарушений в различных сферах взаимодействия в обществе. («Здоровые» эмоции - залог адекватного отношения к окружающей действительности)

- в-третьих, на первых этапах становления личности дошкольника велика роль опыта, полученного им от взрослых, в том числе и те эталоны форм выражения эмоциональных состояний, что предлагает взрослый, а так же опыт собственных эмоциональных переживаний. От того, под каким знаком (положительный или отрицательный) будет этот опыт накапливаться, зависит отношение ребёнка к жизни и к себе, как члену общества.

- в-четвертых, дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей не могут ставить перед собой задачи анализировать, направлять внимание на собственные переживания. Такие умения появляются в подростковом возрасте. Но общение, взаимодействие с окружающим миром, невозможно без понимания собственных внутренних процессов, поэтому очень важно, на доступном для дошкольника уровне формировать представлений о собственных эмоциях, способах их выражения в общении, различных ситуациях, учиться понимать и принимать переживания окружающих людей.

Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья будущего гражданина общества, мы имеем возможность формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.

2.2. Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии детей

Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Цели работы по эмоциональному благополучию дошкольников : создание эмоционального комфорта и психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний.

Направления работы с детьми, а так же элементы здоровьесберегающих технологий в этих направлениях:

- Игротерапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревожность и стресс, страх, агрессию в поведении повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Цели игротерапии - установление эмоционального контакта, преодоление негативных эмоциональных переживаний и освобождение от них, стимулируют к общению со взрослыми и сверстниками.

- Арттерапия - терапия искусством. Основная цель: дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, развить чувство внутреннего самоконтроля, развить художественные способности и повысить самооценку. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, способности осознавать свои ощущения и чувства. В работе используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в групповой, так и индивидуальной форме.

- Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях…

- Танцевальная терапия. Цель: развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое.

- Проективный рисунок. Рисование - творческий акт, позволяющий ощутить и понять самого себя, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эм-патию, быть самим собой. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и групповой. Используется элементы технологий:

• свободное рисование (каждый рисует, что хочет,

• коммуникативное рисование (группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, пара рисует совместно,

• совместное рисование (несколько человек или вся группа вместе, молча, рисуют на одном листе,

• дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя).

- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающими. Приемы работы со сказкой: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.

Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе:

- Утренняя гимнастика ежедневно 6-8 минут. У детей формируются ритмические навыки и умения.

- Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Занятия укрепляют организм, повышают иммунитет.

- Самомассаж выполняется самим ребенком. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Самомассаж – это профилактика простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистоний, он тонизирует весь организм. Проводится в игровой форме (веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения).

- Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Заключение

Таким образом, проблема развития эмоционально-волевой сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализацииРазвитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализации Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей
Опубликовано: 22 марта 2024 в 02:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гармоничной сферы дошкольника посредством здоровьесберегающих представлений детей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана юрченко (УИ 2558576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД