Инна Александровна Шоронихина
Формирование функциональной грамотности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема работы городского методического объединения учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год сформулирована следующим образом :
Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.
Цель нашей работы:
Публикация «Формирование функциональной грамотности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.
Первым обоснованием выбранной темы послужил:
Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно пятому пункту которого Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:
А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект РФ «Образование» выдвигает ряд задач, решение которых поможет обеспечить достижения этих целей. Вот некоторые из них:
5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников…
7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков…
8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов…
10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста.
На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:
• развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;
• совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;
• тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;
• оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;
• организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;
• внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.
Вторым обоснованием выбранной темы стал Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Согласно части III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования, а именно, пункта 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира.
Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.
Сложившаяся ситуация - следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Основные направления формирования функциональной грамотности : математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.
ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.
Информационная грамотность включает :
- осознание необходимости расширения своего информационного поля;
- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле : «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Предлагаю вариант задания на формирование читательской грамотности. Работа с абонементом «В театр всей семьёй». Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ. Ситуация – ДЕЛОВАЯ.
1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.
3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.
5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.
Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр. ;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
Социальная грамотность включает :
- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Издательство «Просвещение» предлагает нам Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов.
Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.
• Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;
• Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
• Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
• «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.