Попова Ирина Анатольевна
Формирование фонетического восприятия у старших дошкольников посредством использования компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонетического восприятия у старших дошкольников посредством использования компьютерных технологий
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей, у которых наблюдается нарушение фонематического восприятия, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения, следствием чего выступают трудности при обучении в школе.
Публикация «Формирование фонетического восприятия у старших дошкольников посредством использования компьютерных технологий» размещена в разделах
Многие авторы (Д. Н. Богоявленский, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, Д. Б. Эльконин и др.) указывают на связь элементарного осознания фонематических особенностей и процесса усвоения грамматического строя речи, словаря, артикуляции, дикции. Поэтому ребенок, у которого сформировано фонематическое восприятие на достаточном для его возраста уровне, способен овладеть, грамматически правильной речью, научиться без затруднений читать, а, значит, процесс адаптации к школе будем успешным.
Формирование фонематического восприятия у дошкольников положительно влияет на становление фонетической базы речи, а также формирует правильную слоговую структуру слова. Стойкое и правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста возможно только при условии сформированного фонематического восприятия. В дальнейшем это окажет положительное влияние на процесс овладения письменной речью.
Под фонематическим восприятием подразумевается процесс слышания отдельных фонем в слове, осуществления анализа звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании.
В фонематическое восприятие включаются :
фонематические представления;
фонематический анализ;
фонематический синтез.
Фонематические представления понимаются как способность к придумыванию слов с заданным звуком (в начале, в конце, в середине).
Фонематический анализ представляет собой операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов : сочетания звуков, слогов, слов.
Фонематический синтез является операцией мысленного объединения элементов (фонем) в разные звукокомплексы.
Сегодня в дошкольной практике нельзя представить деятельность педагога и детей без компьютера.
С помощью компьютерных технологий становится возможным:
мотивирование старших дошкольников к сложным для них видам деятельности;
моделирование сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой;
осуществление не только последовательного, но и параллельного моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходя от одного способа к другому;
моделирование продуктивных видов совместной и индивидуальной деятельности дошкольников, которые нужны для овладения ряда умений и навыков;
создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
обеспечение возможности продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
расширение возможностей качественной индивидуализации специального обучения.
Рекомендуем использовать мультимедийные презентации для формирования у старших дошкольников фонематического восприятия. Ниже представлены скриншоты слайдов презентаций, которые мы используем в своей практике.
Для того чтобы получить максимальное наслаждение от игрового процесса, предлагаем установить на компьютер захватывающую игру «Развитие речи: Учимся говорить правильно», которую можно скачать без регистрации. Эта игра создана в лучших традициях жанра «Детские игры и развивающие игры». Можете не сомневаться, невероятный сюжет и красочная графическая составляющая не оставят вас равнодушными, обеспечат каждому игроку хорошее настроение!
Интеллект ребенка напрямую связан с уровнем развития речи. Чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении.