Получи документы

Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения

Валентина Хохлова
Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия у детей через использование игр и игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Приобщать воспитателей к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

Публикация «Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения» размещена в разделах

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте.

Значительная часть детей не осваивают вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин "фонематический слух" включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин "фонематическое восприятие" включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

• выяснение порядка следования фонем в слове;

• установление различительной функции фонем;

• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются "неуловимыми".

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове. Чётко отделять его от рядом стоящего. Знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия

I этап: Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:

1. "Что звучало?"

Цель: развитие слухового внимания. Демонстрировать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

2. "Угадай, чей голос?"

Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

3. Игра "Скажи, что ты слышишь?"

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

4. Игра "В мире звуков"

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.

5. Игра "Угадай, кто кричит"

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры : взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

6. Игра "Тихо - громко!"

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

7. Игра "Дятел", "Прохлопай, как я"

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры : логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны.

Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //.

II этап: Развитие речевого слуха.

• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

• Различение слов, близких по звуковому составу

• Дифференциация слогов

• Дифференциация фонем

Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:

Дифференциация голосов по тембру:

1. Игра "Угадай, чей голос?"

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры : ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

2. Игра "Большой, средний, маленький"

Описание игры : Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого "Три медведя" в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей "говорит".

Развитие речевого внимания:

1. Игра "Будь внимателен"

Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

2. Игра "Слушай и выполняй"

Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).

Различение слов, близких по звуковому составу.

1. Игра "Внимательные ушки"

Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.

2. Игра "Какое слово лишнее?"

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ. КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА. ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ

3. Игра "Самое короткое /длинное слово"

Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ;

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА;

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Дифференциация звуков, дифференциация слогов

1. Игра "Назови по порядку слоги"

Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й.

Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС).

2. Игра "Какой слог лишний?"

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры : Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог "лишний".

Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

3. Игра "А ну-ка, догадайся!" Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш).

Жук, жаба, лыжи – ж;

чайник, ключ, очки – ч;

щетка, ящик, щавель – щ;

коса, усы, нос- с;

селедка, Сима, лось – сь;

коза, замок, зуб – з;

зима, зеркало, вазелин – зь;

цветок, яйцо, курица – ц;

лодка, стул, лампа – л;

липа, лес, соль – ль;

рыба, ковер, крыло – р;

рис, крепость, букварь – рь.

III этап: Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определё нную последовательность:

Определение количества слогов в словах разной сложности

• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука

• Выделение из слога гласного, затем согласного звука

• Выделение первого и последнего звука в слове

• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов

1. Упражнения - "Прошагаем слово", "Отхлопаем слова"

Ребёнок, отхлопывая, делит слово на части.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

1. Игра "Цепочка слов"

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т. д.

3. Игра "Узнай слово"

Назовите слово, опуская последний звук, например: "тан. ", "пау. ", " «вени. " и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игры на выделение места звука в слове

1. Игра "Звукоед"

Игровой материал : кукла. Правила игры : У звуков есть страшный враг – Звукоед. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах.

Педагог ходит с куклой в руках и говорит: (д)иван, (с)тул, (а)льбом, .(о)кно (сто (л, сту (л, альбо (м, окн (о) и т. д. Что хотела сказать кукла?

2. Игра "Подарки друзьям"

Правила игры : Незнайка приготовил своим друзьям подарки. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Знайке – зонт, замок, звонок, Пончику – пирог, платок, пион и т. д.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

1. Игра "Сколько звуков?"

Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении ("Коза" - два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).

2. Игра "Шифровка"

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.

Творческие задания

1. Игра "Придумай слово?"

Предложите детям назвать слова :

С "песенкой комарика" - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С "песенкой жука" - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.

С "песенкой мотора" - рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт.

С "песенкой насоса" - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

2. "Слово это изменяй, изменяя - удлиняй"

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол.

Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (учитель-логопед – родитель – воспитатель, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольниковДидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка. Прогресс не стоит на месте.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения
Опубликовано: 16 июня 2020 в 20:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Хохлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД