Валентина Хохлова
Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия у детей через использование игр и игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Приобщать воспитателей к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.
Публикация «Формирование фонематических представлений у старших дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения» размещена в разделах
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте.
Значительная часть детей не осваивают вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.
Термин "фонематический слух" включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Термин "фонематическое восприятие" включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Термин "фонемный анализ" включает в себя:
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются "неуловимыми".
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове. Чётко отделять его от рядом стоящего. Знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия
I этап: Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
1. "Что звучало?"
Цель: развитие слухового внимания. Демонстрировать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
2. "Угадай, чей голос?"
Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
3. Игра "Скажи, что ты слышишь?"
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
4. Игра "В мире звуков"
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
5. Игра "Угадай, кто кричит"
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры : взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
6. Игра "Тихо - громко!"
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
7. Игра "Дятел", "Прохлопай, как я"
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры : логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны.
Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //.
II этап: Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
Дифференциация голосов по тембру:
1. Игра "Угадай, чей голос?"
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры : ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
2. Игра "Большой, средний, маленький"
Описание игры : Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого "Три медведя" в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей "говорит".
Развитие речевого внимания:
1. Игра "Будь внимателен"
Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
2. Игра "Слушай и выполняй"
Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
Различение слов, близких по звуковому составу.
1. Игра "Внимательные ушки"
Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.
Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.
2. Игра "Какое слово лишнее?"
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ. КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА. ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
3. Игра "Самое короткое /длинное слово"
Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ;
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА;
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
1. Игра "Назови по порядку слоги"
Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й.
Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС).
2. Игра "Какой слог лишний?"
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры : Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог "лишний".
Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)
3. Игра "А ну-ка, догадайся!" Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш).
Жук, жаба, лыжи – ж;
чайник, ключ, очки – ч;
щетка, ящик, щавель – щ;
коса, усы, нос- с;
селедка, Сима, лось – сь;
коза, замок, зуб – з;
зима, зеркало, вазелин – зь;
цветок, яйцо, курица – ц;
лодка, стул, лампа – л;
липа, лес, соль – ль;
рыба, ковер, крыло – р;
рис, крепость, букварь – рь.
III этап: Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определё нную последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
1. Упражнения - "Прошагаем слово", "Отхлопаем слова"
Ребёнок, отхлопывая, делит слово на части.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
1. Игра "Цепочка слов"
Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т. д.
3. Игра "Узнай слово"
Назовите слово, опуская последний звук, например: "тан. ", "пау. ", " «вени. " и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
1. Игра "Звукоед"
Игровой материал : кукла. Правила игры : У звуков есть страшный враг – Звукоед. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах.
Педагог ходит с куклой в руках и говорит: (д)иван, (с)тул, (а)льбом, .(о)кно (сто (л, сту (л, альбо (м, окн (о) и т. д. Что хотела сказать кукла?
2. Игра "Подарки друзьям"
Правила игры : Незнайка приготовил своим друзьям подарки. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Знайке – зонт, замок, звонок, Пончику – пирог, платок, пион и т. д.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
1. Игра "Сколько звуков?"
Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении ("Коза" - два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
2. Игра "Шифровка"
Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
Творческие задания
1. Игра "Придумай слово?"
Предложите детям назвать слова :
С "песенкой комарика" - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С "песенкой жука" - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.
С "песенкой мотора" - рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт.
С "песенкой насоса" - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
2. "Слово это изменяй, изменяя - удлиняй"
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.
Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол.
Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.
Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (учитель-логопед – родитель – воспитатель, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.