Анна Сидорова
Формирование финансовых знаний дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ финансовых знаний у дошкольников»
(из опыта работы)
Воспитатели МАДОУ МО
г. Краснодар «Детский сад № 113»
Сидорова Анна Михайловна
Васильева Екатерина Александровна
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Публикация «Формирование финансовых знаний дошкольников» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Проект длился три месяца.
На первом этапе проекта нами был составлен поэтапный план работы, подобрана и изучена справочная, методическая, энциклопедическая и художественная литературы по выбранной тематике проекта. Были проинформированы родители о планировании работы с детьми по проекту. Организована развивающая среда группы.
Второй этап – практический – мы начали с знакомства детей с историей денег. Выяснили, что они знают о деньгах. Научились устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег. После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, нами были организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки», ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?»). Просмотр мультфильмов с «экономическим» подтекстом «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад» помог понятным детям языком рассказать о товарно-денежных отношениях.
Формирование основ финансовых знаний проходило на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не было чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
Ребята познакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства. Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы авторы использовали такие игровые ситуации как «Банк», «Банкомат», «Универсам».
Мы изготавливали с детьми Сказочные банковские карты
В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка». Были проведены досуговые и развлекательные мероприятия для дошкольников : «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Дело мастера боится». В игровой форме дети познакомились с разными видами профессий, узнали о пользе и необходимости труда в нашей жизни и обогатили свои знания о финансовой культуре. Беседа «Что мы знаем о деньгах»,деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов,Путешествие в страну “Экономгад»,игра «Угадай профессию по продукту труда»,”Где покупаю и продают разные предметы»
Чтение произведений: Г. П. Шалаева «Кем мне стать» «Профессии»,А. Романова «Чудеса в кошельке»,К Чуковского «Муха-Цокотуха»,сюжетно-ролевая игра «Магазин», НОД «Семейный бюджет и дети»
На заключительном этапе родителям было предложено побеседовать с детьми и создать собственную рекламу. Беседа о том, что такое реклама,для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы. Также было подведение итогов,диагностика уровня знаний,умений и навыков детей,изучение мнения родителей о результативности проекта. У детей приобрелись новые знания социально-экономического характера,усвоились следующие вопросы как сберегаются деньги как научиться принимать правильные финансовые решения. Сформировалось правильное отношение к деньгам как предмету первой необходимости.
Таким образом, в процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей,как экономность,бережливость,рациональность,деловитость,трудолюбие.
Наши дети должны быть в курсе,как правильно пользоваться средствами,которые они будут зарабатывать во взрослой жизни. На этом наш проект не заканчивается далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.