Любовь Горяинова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми и их родителями.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на блоки:
1 блок – «Потребности»
2 блок – «Труд»
3 блок-«Товар»
4 блок –«Деньги»
5 блок – «Семейный бюджет»
6 блок «Потребности»
На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье
т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д. Материал блока поможет в формировании у детей представлений о разнообразии потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения.
блок «Труд» В блоке «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В блоке «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара : различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
Одним из важных разговоров в этом блоке является разговор о рекламе.
Говоря о шопоголиках и "вирусе" потребления, мы по-прежнему чаще всего представляем себе даму, неистово хватающую кофточки на распродаже. А между тем шопоголиками сегодня рискуют стать в первую очередь именно дети. В современном обществе потребления ребёнок становится ещё одной формой демонстрации взрослыми своего положения и статуса. Сегодня реклама - это жуткий монстр, стремящийся захватить умы наших детей. Поэтому стоит учить своих чад отделять нужное от ненужного.
Здесь происходило знакомство детей с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.
Дети с удовольствием делают рекламу своих любимых игрушек и конфет
В блоке «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В блоке «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать, как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждаем жадность.
Сделать экономику понятной помогли сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).
В работе с детьми, я широко использую дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Бизнес» раскрывает для детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком. Лэпбук «Игротека Рублика» по данной теме помог мне в ознакомлении детей с новыми понятиями.
Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
Успехов всем в процессе формирования финансовой грамотности!