Альменева Яна Юрьевна
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Я. Ю. Альменева, старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №22» ИГОСК
Ключевой целью современного дошкольного образования является всестороннее развитие личности. Стремительный темп жизни делает актуальным включение экономического воспитания в дошкольное образование.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребёнок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и понимает, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Цель работы: формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
1. создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей,
2. учить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением,
3. развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей,
4. воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями,
5. формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
На начальном этапе ребенку необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть дошкольник должен понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
Но не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». Придет время и дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимо» и «мое желание». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
• что такое деньги, какие они бывают;
• что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
• что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
• как планировать свои расходы;
• техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
Деньги он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
• что такое деньги, какие они бывают;
• что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
• что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
• как планировать свои расходы;
• техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Очень важной, завершающей частью работы по формированию финансовой грамотности является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Список литературы
1. Алпатикова, С. В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / С. В. Алпатикова. — Текст непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 397
2. Антонова Ю. «Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности». — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.
3. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов: Феникс, 2018. — 45 с.
4. Трепова Е. Ю. Сборник методических рекомендаций для детей старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности «Азбука денег», Туапсе. – 2022 г.
5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.