Ольга Макарова
Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Свое выступление хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Формирование функционально грамотной личности – основная задача современного образования. Она является актуальной и для нас, педагогов дошкольного образования. Поскольку, с принятием федерального государственного стандарта возросла значимость дошкольного образования, оно стало первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка.
Публикация «Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности, как один из составляющих компонентов функциональной грамотности, при которой ребенок учится использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира, привлекло мое внимание. Наиболее эффективным способом работы в этом направлении считаю детское экспериментирование, которое максимально удовлетворяет детскую любознательность, жажду познания окружающего мира. В процессе эксперимента дети не только получают реальные представления о различных свойствах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе опытно-экспериментальной деятельности происходит накопление фонда умственных умений и операций – потому что возникает постоянная необходимость анализировать, сравнивать, обобщать, а необходимость формулировать выводы стимулирует развитие речи.
Для решения задач по формированию естественно-научной грамотности воспитанников, использую следующие традиционные методы и приемы:
Метод наблюдения, который является одним из основных методов в практической деятельности и в зависимости от поставленной задачи бывает распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдение за изменением и преобразованием объектов.
Немаловажное значение имеет и словесный метод, к которому относятся рассказы воспитателя, детские рассказы, а также уточняющие и обобщающие беседы.
Но приоритетный метод для формирования предпосылок естественно-научной грамотности, считаю- практический – включающий проведение элементарных опытов, направленных на выявление скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Наряду с традиционными методами, использую в своей практике методы ТРИЗ технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста - Метод фокальных объектов, предполагающий перенос свойств одного объекта на другой. Например, задание для детей - придумать и нарисовать, как будет выглядеть гибрид дельфина и петуха, коровы и слона, машины и вертолета.
Метод «Данетка», который дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, строить на их основе свои вопросы. В процессе игры дети учатся задавать вопросы.
Еще одна разновидность метода «Данетка», игра “Черный ящик”.
Наш “черный ящик” сегодня будет “виртуальным”, уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Отгадайте, что находится в моем черном ящике.
Метод противоречий, который помогает детям видеть противоречия и научить их формулировать. К этому методу относятся такие игры, как «Нравится – не нравится», «Хорошо – плохо». Уважаемые коллеги, предлагаю разделится на две команды. Первой команде – объект – «дождь», второй команде – «снег». Вам необходимо перечислить как можно больше положительных, а затем отрицательных качеств. Спасибо коллеги, сейчас давайте послушаем, что же по этому поводу думают дети. Внимание на экран. Включить видео на слайде
Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности реализую в следующих трех блоках педагогического процесса:
• непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира;
• организованная совместная деятельность взрослого с детьми. К блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, дидактические игры.
• самостоятельная деятельность детей.
Большая часть детских открытий в группе происходит в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности, вне занятий и отличается большим разнообразием. Опыты и эксперименты проводим не только с простыми, окружающими детей предметами и явлениями, но и с наборами для опытов и экспериментирования, которые значительно повышают познавательный интерес детей, стремление узнавать что-то новое. При организации работы с наборами, часть действий провожу сама, безопасную часть эксперимента проводят дети.
Из наборов, особенно понравившихся и заинтересовавших детей были «Пушистый риф» и «Волшебный фонарь». «Пушистый риф» представлял собой набор для создания кристаллов трех цветов и понятной для детей инструкции. Наблюдения за ростом «кораллов» проходили в течении трех дней, с последующим обсуждением результатов. Набор для опыта «Волшебный фонарь» - кратковременный, моментальный опыт, который вовлекает детей в чудесный мир химии, дети увидели, что при взаимодействии друг с другом некоторых веществ происходят разные химические реакции.
Для реализации задач по формированию естественно-научной грамотности детей, стараемся пополнять среду группы современными и увлекательными материалами и оборудованием. В группе в свободном доступе находятся:
• Природные и дополнительные материалы, необходимые для расширения детских представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
• Карточки с последовательностью работы над экспериментом, простейшие схемы, служащие для развития аналитического и логического мышления, Предметы для опытов и оборудование – расширяющие представления об окружающем мире, совершенствующие способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов, направленные на совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов.
Самым главным условием для доступных детям материалов и оборудования считаю – безопасность, поэтому совместно с детьми придумали и оформили свои правила поведения в лаборатории, при проведении опытов и наблюдений. (Приложение 3)
Большую роль в формировании предпосылок естественно-научной грамотности в группе играет технология проектной деятельности., так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. В основе проекта стоит определенная задача, которая решается при помощи исследовательского поиска в различных направлениях, обобщении и систематизации результатов.
Любой групповой проект, будь то «Волшебный песок», «Тонет-не тонет», «Гербарий», предполагает исследование, расширение представлений об окружающей нас живой и неживой природе, и как следствие формированию предпосылок естественно-научной грамотности.
Решение задач по формированию естественно-научной грамотности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Родители оказывают помощь в оснащении нашей материальной базы, пополняя лабораторию различным необходимым нам оборудованием и материалами: лупами, нагревательными приборами, пробирками, ракушками, пуговицами и т. д. При работе над проектами, мамы и папы помогают детям в поиске необходимой информации, проведении опытов в домашних условиях, подготовке докладов, которые мы заслушиваем на вечернем круге, в совместной деятельности.
Стараясь как можно чаще заниматься с детьми экспериментированием, стала замечать, что дети стали более наблюдательны, стали замечать простейшие причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы.
В заключение хочется пожелать, чтобы вы следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги