Дадаева
Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников посредством внеклассных мероприятий
Формирование духовно - нравственных качеств личности
младших школьников через внеклассные мероприятия.
Цель:
Формирование гуманных отношений между детьми, нравственных ценностей через систему воспитательных мероприятий; воспитание у них действенных нравственных чувств.
Задачи:
• формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей; управлять их поведением;
• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Итак, формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Я хочу, поделится опытом работы по данному направлению.
Так одним из главных направлений в моей воспитательной системе 2019 года является духовно – нравственное направление. До этого моя тема самообразования была «Значение природы в жизни школьника»
Цель моей работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми.
Какие же условия необходимы для развития и становления нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:
1) комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
2) разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;
3) проведение бесед, различных праздников, мероприятий, экскурсий итд.
Немного остановлюсь на беседах. Темы бесед планирую ещё с лета, когда готовлю тематический план. В каждом месяце у нас бывает основная тема, на которую мы должны опираться. Остальные темы стараюсь подбирать на нравственную проблему: «Уважай старших», «Совесть- нравственное мерило человека», «Удивительное рядом», «Культура речи», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Родина моя Россия» и др. Провожу мероприятия не только с участием учеников,но и с участием родителей. Например, «День отца», «День бабушек». Причём родители являются не просто зрителями, но активными участниками. Детям очень приятно чувствовать их поддержку.
Особое внимание уделяю праздникам. Например: «Новый год», который мы провели необычно, виде спортивного мероприятии, «Навруз байрам», дети об этом празднике можно сказать узнали благодаря нашему мероприятию. «День здоровья», который проходил не один раз в весной. Отмечаем в классе дни рождения. Также интересно у нас прошёл праздник «Дню каши» и многие другие праздники. Каждый праздник у нас заканчивается чаепитием.
С 1 класса,мы с Патимат Джафаровной стараемся каждый месяц обязательно провести беседу, мероприятия, КВНы или экскурсию. Потому, что так дети учатся чему то новому, узнают,что то интересное. Извлекают уроки жизни. На таких беседах как «Вредные привычки», «Наш поэт Расул Гамзатов», «День медицинского работника», «День чая» итд,дети с удовольствием слушают и активно воспринимают всю информацию,получают системное представление о главных ценностях жизни. Дети с большой охотой принимают участия.
Дети с большим удовольствием изготавливали кормушки для зимующих птиц. Ведь забота о братьев наших меньших помогает детям не быть жестокими. Помогать в трудную минуту.
С 1 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе всего этого, лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта.
Посещение музеев, выезды в город, так же очень интересны детям, там они знакомятся с достопримечательностями города, памятниками культурного наследия.
На самоподготовках,обязательно присутствует воспитательный момент, где конечно же затрагивается тема о нравственности. Например, на теме
«Родительный падеж» у нас было слово Родина. А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству.
На самоподготовках и в беседах стараюсь использовать не только материал учебника, но и применяю,пословицы, поговорки.
О честности и лжи
• Честность – самая лучшая привычка.
• Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.
• Честные глаза вбок не глядят.
• Чем меньше врётся, тем спокойней живётся.
О добре и зле
• Делая зло, на добро не надейся.
• Добро сеять — добро и пожинать.
• Живи добрее, будешь всем милее.
О сострадании
• Сердце не камень. Человек жалостью живет.
• Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
О Взаимопомощи
• Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
• Один в поле не воин.
• О справедливости
• Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
•
После самоподготовки, читаем художественную литературу. Читаю детям рассказы по теме. Очень выручают рассказы Н. Н. Носова «На горке, Огурцы, Живая шляпа». Тематика этого писателя очень разнообразна.
Благодаря новым технологиям в нашей школе, у нас есть проектная доска, компьютер, интернет, мы можем просматривать художественные фильмы для детей. «ЧУК и ГЕК», «Сказка о звёздном мальчиком», «Новогоднее приключение Маши и Вити», «Сказка о потерянном времени». Всё это, помогает детям переосмысливать своё поведение.
И всё – таки, что бы, мы не проводили, чтобы не говорили в школе, главное воспитание происходит в семье.
Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».
Результативность работы по духовно - нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Если есть какой-то конфликт, мы решаем его вмести с классом. Потому, что мы одна семья. И наш девиз «Один за всех и все за одного».
Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников используется в моей работе, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.
Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:
- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;
- доброжелательность участников воспитательного процесса;
- активные и неравнодушные к своим детям родители.
Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:
- принцип связи воспитания с жизнью, социально-культурной средой;
- принцип гуманизма;
- принцип опоры на положительное в личности ребенка;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
Памятка для воспитателя:
«Посеять в детских душах доброту, это значит»:
Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
Ласково и только по имени называть детей.
Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
Учить с детьми стихи о доброте.
Составлять с детьми сказки о доброте.
Использовать пословицы о доброте.
Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
Не унижать ребенка.
После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
Найти сильные стороны у каждого ребенка.
Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
Не читать длинных нотаций.
Обсуждать с детьми ситуации положительного характера,например,
«Как нас выручил Ахмед», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Упражнение №1
Назови свою лучшую и худшую черту
- Видите, мы иногда испытываем отрицательные чувства и эмоции- украшает ли нас это? Скажите, что можно сделать, чтобы реже испытывать негативные чувства (заменить их на позитивные).
Упражнение №2
- доброго волшебника я попросил бы…
-а злого чародея я попросил бы…
- если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, я бы стала…
- если я бы имела волшебную палочку,то я бы…
И в конце я предлагаю поразмыслить над своими чувствами, прослушайте притчу.
Давно. Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей;
Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет.
Все сели в свои корабли и покинули остров.
Любовь не спешила и ждала до последней минуты.
И только когда она увидела, что спасение острова нет надежды и он почти весь ушёл под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.
Любовь просила взять её на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилось к Гордости, корабль который проплывал мимо.
Но в ответ Любовь услышала, что её присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилось к Грусти.
«О,Любовь,- ответила Грусть, - мне так грустно,что я должна остаться в одиночестве.»
Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос ;
«Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию;
«Познание, скажи мне, кто спас меня?
«Это было Время»- ответило Познание.
«Время?»- удивилась Любовь- Отчего Оно мне помогло?»
Познание ответило;
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.