Приложение МААМ

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Елена Петренко
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Овладение разных сторон речи является необходимым условием для развития диалогической речи, и в тоже время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Публикация «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выделяется две основные сферы общения дошкольника - со взрослым и со сверстником. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

Но дети испытывают большие трудности в общении. Также возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее происходи обучение в школе.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение дошкольников диалогической речи происходит в двух формах : в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводится во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью обучает детей языку.

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать : выслушивать речь и говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.

Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, заучивание стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь ребенка в эмоциональном отношении.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

Аналогичным по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Как методические приемы, они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведения диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.

Аналогичным методом – является беседа.

БЕСЕДА – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

- уточняет и упорядочивает опыт детей т. е те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности;

- воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

- приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь во время беседы;

- учит просто и понятно излагать свои мысли.

- воспитывает устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, говорить достаточно громко и отчетливо, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос.

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение имеет та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму и метод обучения.

Конечно, велико значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка, обеспечивающей развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнения в диалоге можно отнести :

- любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию) правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

- передачу литературных текстов по ролям;

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик.

Словесные игры – дают богатый материал для развития диалогической речи. Многие народные словесные игры проникнуты задором и юмором. Возможность посмеяться в игре делают ее более привлекательной.

Диалогическому общению со сверстниками служит также прием совместного составления детьми рассказа: один начинает, второй продолжает, третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, и очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек и т. д.

Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствованию диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры, игры с правилами.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность этих игр в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, и вкладывают их в свой речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Воспитатель также может стимулировать детей к речевому творчеству.

ИТАК, основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является РАЗГОВОР или БЕСЕДА воспитателя с детьми. С беседой тесно связано СОВМЕСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). А также для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 05:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петренко (УИ 903453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД