Елена Петренко
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Овладение разных сторон речи является необходимым условием для развития диалогической речи, и в тоже время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Публикация «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Выделяется две основные сферы общения дошкольника - со взрослым и со сверстником. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
Но дети испытывают большие трудности в общении. Также возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее происходи обучение в школе.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Обучение дошкольников диалогической речи происходит в двух формах : в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводится во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью обучает детей языку.
Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать : выслушивать речь и говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.
Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, заучивание стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь ребенка в эмоциональном отношении.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.
Аналогичным по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Как методические приемы, они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведения диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.
Аналогичным методом – является беседа.
БЕСЕДА – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
- уточняет и упорядочивает опыт детей т. е те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности;
- воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
- приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь во время беседы;
- учит просто и понятно излагать свои мысли.
- воспитывает устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, говорить достаточно громко и отчетливо, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос.
Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение имеет та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму и метод обучения.
Конечно, велико значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка, обеспечивающей развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
К игровым упражнения в диалоге можно отнести :
- любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию) правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
- передачу литературных текстов по ролям;
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик.
Словесные игры – дают богатый материал для развития диалогической речи. Многие народные словесные игры проникнуты задором и юмором. Возможность посмеяться в игре делают ее более привлекательной.
Диалогическому общению со сверстниками служит также прием совместного составления детьми рассказа: один начинает, второй продолжает, третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, и очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек и т. д.
Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствованию диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры, игры с правилами.
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность этих игр в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, и вкладывают их в свой речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Воспитатель также может стимулировать детей к речевому творчеству.
ИТАК, основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является РАЗГОВОР или БЕСЕДА воспитателя с детьми. С беседой тесно связано СОВМЕСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). А также для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей.