Анна Наумова
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование цветовосприятия и цветоразличения
у детей дошкольного возраста
Уже с первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Ребенок сначала воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Темочки:
К трём годам дети знают названия 2-3 основных цветов, а узнают и соотносят 4-5 цветов. Но некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Эти данные говорят о том, что с ребенком необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Дети нуждаются в многообразии информации, но ее нужно вводить
постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. Работа над цветовосприятием и цветоразличением должна быть продуманной и последовательной. Необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.
Владение цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единству со словом, его обозначающим.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.
Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета : зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Следовательно, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Ещё важной особенностью является то, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера тем, что может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Точнее сказать - цвет обязательно нужно увидеть. Сначала, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Если два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок може увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. Для этого этапа работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.
А когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.
В процессе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.
Занятия по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знание названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.
Те дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые поля», им становятся понятнее глаголы «покраснеть», «позеленеть» и т. п. И более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Следовательно, развивается и обогащается речь детей, а ведь это - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями.