Ольга Переяславцева
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества
В настоящее время проблема воспитания у детей чувства патриотизма и гражданственности стоит особенно остро. Ведь сами мы, сегодняшнее поколение родителей, выросли «Иванами родства непомнящими». Все те идеалы и духовно-нравственные ориентиры, которыми жили многие поколения наших предков, сначала были заменены, а потом вовсе отброшены, как ненужные при построении нового общества.
Публикация «Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Устное народное творчество
- Темочки
Но, оглядываясь назад, понимаем, что «не ко двору» пришлись нашим детям эти всевозможные красавицы-Барби, монстры и «человеки- пауки», нет в них той силы, способной заложить в умах и душах маленьких граждан нашей страны те светлые и добрые чувства, которые бы они пронесли через всю жизнь. И невольно задумываешься и отмечаешь для себя насколько велика мудрость народа, которая стремилась объединить несколько поколений людей, живших под одной крышей, общим делом, дело это подчинить законам природы и устроения мира не с точки зрения «Царя природы», а с точки зрения Божественного усроения мира.
Диву даешься насколько всё было гармонично и верно организовано!
Для маленького человека огромный мир – это прежде всего его дом, руки матери, заболиво оберегающие его от опасности. С возрастом границы постепенно расширяются и мир для ребёнка – это уже улица, на которой он живёт, затем город, страна.
Одним из приоритетных направлений работы современных дошкольных учреждений является приобщение детей к традициям и обычаям жизни русского народа. Данное направление призвано помочь детям вернуться к истокам, осознать себя наследниками великой культуры, ощутить себя причастными к истории родной страны. В практике работы учителя-логопеда, педагога психолога и воспитателей групп для детей с нарушениями речи широко рассматривается знакомство детей с произведениями устного народного творчества (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, припевки, прибаутки, сказки, пословицы и поговорки) - вот то богатое наследие, оставленное нашими предками, которое мы должны бережно хранить и заботливо оберегать, стремиться понять и почувствовать сердцем голос предков, зовущий к познанию себя и своих корней.
Многие ли из современных родителей способны спеть своему ребенку колыбельную песню, показать красивую книгу с репродукциями, объяснить смысл поговорки или пословицы? Таких взрослых людей всё меньше и меньше, и задача детского образовательного учреждения состоит в том, чтобы донести до детей крупицы народной мудрости, проделать с ребенком путь от знакомства с истоками народного творчества до приобщения его к этому богатому наследию, желанию познавать его и преумножать.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста к познанию произведений устного народного творчества и народных традиций в детском саду имеет множество направлений и реализуется всеми специалистами, работающими с детьми. Жизнь ребёнка дошкольного возраста буквально пронизана произведениями устного народного творчества- это пестушки, попевки, поговорки, пословицы, скороговорки, загадки и сказки.
Комплексный подход позволяет использовать различные формы и методы работы в каждом режимном моменте и в специально организованной образовательной деятельности.
Проведение тематических занятий: «В мире сказок», «Русская изба», «Сундук бабушки Арины», «Русская краса- белая берёза», «История русского народного костюма» и др.
Проведение праздников и развлечений «Осенины», «Рождество», «Святки- Колядки», «Масленица», «Пасха», и др.
Проведение ознакомительных мероприятий с родителями воспитанников:
«Развитие речи в Древней Руси»
«Воспитательное значение русской сказки», «Народная игра и её значение в формировании личности дошкольника»
«Воспитывающая роль русской пословицы»,
«Попевки, пестушки, прибаутки- их роль в раннем речевом развитии ребенка».
Все произведения устного народного творчества оказывают огромное положительное влияние не только на разум ребёнка, но и позволяют формировать его чувственный мир, будоражат его воображение, заставляют задуматься и поразмышлять. Они легко запоминаются и заключенная в них мудрость легче воспринимается ребенком.
С творчеством русского народа дошкольники активно знакомятся через чтение книг. Литература для детей является источником всестороннего воспитания. Она помогает больше узнать об истории своей страны, её народе, его традициях. Широко используются в работе разнообразные жанры детской литературы, но прежде всего- сказка. Сказки помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо, учат быть их справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Дети эмоционально выражают своё отношение к прочитанному. Читая детям книги, мы учим их сравнивать, выделяя общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять персонажей, их поступки из двух различных произведений. Большое внимание уделяется знакомству детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали.
Невозможно переоценить воспитательное значение произведений устного народного творчества в становлении личности современного дошкольника.
Немалую роль играют и народные игры, особенно игры со звучащим словом
Приобщая детей к национальной культуре, они заражают их положительными эмоциями, учат сплачиваться ради общего дела.
Использование народной игры в воспитательном процессе, позволяет познакомить детей с жизью того народа, в чью игру им предстоит играть. Для воспитанников нашего детского сада особенно интересны игры, отражающие традиции и обычаи русского народа.
Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры.
Широко используем в своей работе народные игры, песни, хороводы. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как:«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень», «Горелки», «Жмурки» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству родного языка.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому стараемся создать условия в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, пытаясь максимально реализовать их способности в том числе и к словотворчеству.
Все это дает театрализованная игра: Театральные этюды и игры-драматизации.
.
Проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа.
Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д. С. Лихачев. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.