Ольга Батаева
Занятие по формированию целостной картины мира «Зимние явления в природе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову;
- активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.);
- развивать умение получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности;
- обобщать и систематизировать знания детей о лесе как о сообществе растений, животных, об особенностях их поведения в зимний период.
Развивающие:
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира „Зимние явления в природе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умение детей давать развёрнутые ответы;
- развивать воображение детей;
- развивать познавательную активность, творчество.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы;
-воспитывать заботу и доброе отношение к животным, и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время;
- воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает.
Материалы: тарелочки со снегом, салфетки.
Ход занятия:
Мотивационный момент
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадки. Давайте посмотрим, сможете ли вы их отгадать.
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется. (снег).
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
Подышал он на окно –
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл. (мороз).
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик).
Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки. А когда бывают все то, что вы отгадали? (зимой) Зима – это волшебное, сказочное время года.
Основная часть
Воспитатель: «Году конец и начало зиме» -
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе.
К нам в гости приходит зима в. (декабре)
Он строит ледяной чертог,
Со всеми холоден и строг.
Он открывает календарь,
Он – первый месяц, он -. (январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга (февраль)
Воспитатель: Молодцы, правильно угадали!Зима – владычица трех месяцев.
Раньше декабрь назывался «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. К декабрю кусты и деревья уже без листьев, на ветвях лежит снег, а сосны и ели остаются зелеными. В декабре дни короче, а ночи длиннее, рано темнеет. К концу декабря дети и взрослые готовятся к Новому году.
Январь назывался «лютень». «Месяц январь - зимы государь», - говорили люди. В январе сильные метели, вырастают большие сугробы, мороз рисует на стекле удивительные узоры. В январе отмечается Рождество Христово. В этом месяце детям очень весело: катаются на санках, коньках, на лыжах.
Февраль - последний месяц зимы. В этом месяце дует сильный ветер, метели и вьюги наметают снег. Раньше февраль назывался «снеговеем». В феврале дни удлиняются, и солнце начинает пригревать. В этом месяце бывают оттепели, снег тает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежки или снеговиков. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают Масленицу. Это праздник встречи с солнцем. В этот день все готовят блины, потому что они похожи на солнышко, такие же круглые и румяные.
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки
согнутые в локтях, перед грудью)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
- Зима (Какая) – холодная, белая, морозная.
- Снежинка (Какая) – маленькая, холодная, легкая, пушистая.
- Елка (Какая) - колючая, зеленая, высокая.
- Ветер (Какой) - сильный, холодный, слабый.
- Снегопад (Какой) - сильный, легкий.
- Метель (Какая) - снежная, страшная, завывающая.
- Иней (Какой) - серебристый, лёгкий, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Экспериментирование «Зимние явления в природе».
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат тарелочки, в которых лежит снег. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что с ним происходит. (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
Воспитатель: Какая стала вода, после того, как снег растаял: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Воспитатель: Вам нравится зима, ребята? (ответы детей). Чем отличается зима от других времен года? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, а природе зима нужна? Зима нужна природе для отдыха. Люди проводят больше времени в теплых помещениях, а растения всю зиму на морозе и холодах. Как они себя чувствуют? Как провести долгую холодную зиму?
Зима для растений - время довольнотяжелое. Деревьям и кустарникам особенно трудно зимой. Ведь они почти полностью стоят открытые и не покрыты снегом. И не замерзнуть - главная опасность деревья и кустарники! Главная опасность - высыхание. Ведь в это время года нет движения воды по стволу и веткам. А если растение потеряет воду, оно засохнет!
Еще одна серьезная опасность для деревьев зимой - мокрый снег, прилипший к веткам. Под его тяжестью сгибаются и ломаются ветви и даже стволы деревьев и кустарников. Из наших деревьев ель легче всего переносит снежные зимы. Ее ветви - наклонены к земле. И много снега на них не удерживается. Согнутая под тяжестью снега еловая ветка стряхивает его с себя.
Ещё одна опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.
Что такое ледяной дождь? Когда в облаках образуются капли дождя. Если погода морозная, они замерзают в полете на землю. Но не полностью - посреди такойзамерзшей капли остается немного воды. Когда он падает на твердую поверхность, лед трескается, вытекает вода, и она сразу же замерзает. Образуется корка льда, под ее весом ломаются ветви, гнутся молодые деревья и кустарники. И не все деревья весной проснутся от зимнего сна. Не все выживут! Остальные растения менее восприимчивы к зиме. Кустарники - брусника, черника, невысокие, поэтому почти всегда покрыты снегом.
Воспитатель: А животные рады зиме? (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)
Воспитатель: Зимой животным тяжело, им не хватает еды, становится холодно. Им тяжело противостоять морозу, сырому холодному ветру со снегом и дождем, и спасает их мягкая теплая шерсть. Некоторые животные запасаются едой, другие впадают в спячку.
Зачем впадать в спячку? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти пищу. Поэтому они ищут себе уединенное место: дупло в дереве или нору, где им придется провести несколько месяцев без еды и воды.
Но в спячке маленькие грызуны могут просыпаться, пить воду, есть что-нибудь и снова спать. Медведи никогда не просыпаются: им не нужно есть и пить. Но правда в том, что спячка медведя похожа на дрему, а не на сон. Они всегда начеку: другие медведи, которые не могут уснуть, могут напасть на них и бродить по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые даже спят с открытыми глазами.
Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку.
Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли)
Воспитатель: Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!
3. Рефлексия
Воспитатель: О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).Назовите зимние месяцы.
- О каких зимних явлениях мы говорили?
- Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).
- Что мы узнали о жизни растений и животных зимой?